Проректор по стратегии и новым проектам МФТИ Григорий Андрущак и директор инновационно-технологического центра МФТИ Игорь Вальдман о тренингах предпринимательских компетенций и возможностях, которые они открывают для учащихся вузов.
Проректор по стратегии и новым проектам МФТИ Григорий Андрущак и директор инновационно-технологического центра МФТИ Игорь Вальдман о тренингах предпринимательских компетенций и возможностях, которые они открывают для учащихся вузов.
— Что такое тренинги предпринимательских компетенций для студентов и для чего они нужны?
Г.А.: — Тренинг — это механизм, который позволяет осуществлять практические приемы в защищенной игровой форме в предпринимательской экономической действительности, до которой курсы или лекции не дотягиваются.
Участники, находясь в игровой ситуации, вступают в реальные деловые отношения: у них есть личный денежный счет, они создают продукт, выполняют требования заказчика, заключают сделки между собой, привлекают инвестиции, проходят разные стадии строительства бизнеса, формируют рынок сбыта и т. п. Иначе говоря, в процессе тренинга участники проживают этапы создания, запуска и реализации компании — в сжатой форме и в защищенных условиях делают то, что руководитель стартапа делает в первые годы его работы.
Студентам тренинг помогает действовать в той действительности, которая им пока недоступна в обычной жизни. Это игра, имитирующая жизнь, которая позволяет раскрыть в человеке его возможности и способности, дать почувствовать себя технологическим предпринимателем и понять, насколько человеку это интересно. Важно, чтобы участники поступали в игре так, как поступили бы в аналогичной ситуации в жизни. Поэтому качество такого тренинга зависит от того, насколько глубоко его участники будут погружены в имитационную действительность, в правила, нормы и роли игрового мира.
И.В.: — В рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» тренинги предпринимательских компетенций — это инструмент вовлечения потенциальных участников Платформы. Как это будет происходить: на базе российских вузов организуются и проводятся тренинги для учащихся — студентов, аспирантов. Сотрудникам самих университетов тоже никто не запрещает участвовать. Вузы, которые будут организовывать тренинги, отбираются на конкурсной основе, при этом у нас есть понимание, что мы привлекаем как минимум один вуз от федерального округа, чтобы обеспечить максимальный охват студентов по всей стране. Через МФТИ как оператора проекта университету выделяются субсидии на организацию тренинговых программ. Далее университет из аккредитованных оператором проекта тренинговых компаний выберет те, которые будут проводить само мероприятие на его площадке. Сами университеты, повторюсь, тоже проходят конкурсный отбор. Если университет выбран по итогам конкурентных процедур для организации тренингов, то он с привлечением тренинговых компаний готовит и реализует эту задачу.
По итогам каждый участник тренинга получает на выходе диагностическую карту и рекомендации по дальнейшему движению в сторону развития соответствующих компетенций.
— Как возникла сама идея создания тренинга предпринимательских компетенций?
И.В.: — Сама идея создания и проведения таких тренингов возникла, когда предприниматели-венчуростроители при реализации задачи массового производства стартапов столкнулись с проблемой отбора кадров. Нет выработанных критериев отбора строителей бизнеса: HR-специалист не может их взять с рынка, потому что непонятно, как диагностировать в человеке предрасположенность к такой деятельности и на какие компетенции смотреть. Пытались составлять диагностические карты в процессе собеседования, но оказалось, что это невозможно. Человека можно проверить на способность к предпринимательству, только сымитировав для него такую деятельность. Но брать человека просто так, тратить на него полгода и потом понимать, что он не подходит — слишком дорого и долго, а ведь время в предпринимательстве — главный дефицитный ресурс. Поэтому возникла идея сделать какой-то «имитационный движок», внутри которого можно проверить компетенции. Так появился тренинг предпринимательских компетенций. Это направление стало развиваться. Другие компании подключились и стали делать свои тренинги. Рынок пока небольшой, но он развивается.
— В чем главная задача тренинга?
Г.А.: — Главная цель — выявление, самодиагностика и развитие способностей к осуществлению предпринимательской деятельности: студент пробует быть предпринимателем и — будем так говорить — в условиях защищенной реальности отмечает у себя наличие нужных для ведения бизнеса качеств, навыков, умений. Также это возможность оценить свои сильные и слабые стороны, чтобы понять, в каком направлении двигаться. А самое главное — это возможность на деле прочувствовать и понять: то ли это, чем бы ему хотелось в каком-либо качестве заниматься, или нет.
Сейчас на всех уровнях очень много говорится о предпринимательстве, о развитии и строительстве стартапов — это направление деятельности становится мейнстримом, оно популяризируется, оно вызывает большой интерес и поддержку как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов, которые готовы вкладываться в процессы. Но ведь базовый элемент — это люди, будущие предприниматели. Как их искать? Как выявлять способности? Как самому человеку узнать, что это такое? Тренинг как раз дает возможность это сделать. В дальнейшем те участники тренинга, которые захотят продолжить предпринимательский вектор, смогут воспользоваться другими инструментами федерального проекта.
Самая главная практическая польза — в том, чтобы студент захотел этим заняться. Предпринимательство невозможно освоить ни по книжкам, ни по видеороликам, ни по курсам, ни по мастер-классам. Это можно освоить, только начав осуществлять практическую деятельность. Поэтому наше дело — вовлечь студентов в этот процесс.
— Сколько всего вузов и студентов смогут принять участие в этой программе?
И.В.: — Мы исходим из того, что в этом году тренинг должны пройти 30 тысяч студентов по всей стране. На эти цели выделено 300 млн рублей, которые в виде субсидий будут распределены между вузами-участниками.
В настоящее время мы готовимся к отбору и аккредитации тренинговых компаний, которые будут проводить тренинги. Предварительная работа в этом направлении уже проведена: мы общались с представителями существующих на рынке тренинговых компаний, очертили им спектр задач и масштаб проекта. Мы увидели от коллег заинтересованность в этой работе. Конечно, это очень амбициозная задача — провести такое количество тренингов до конца года, для них это тоже вызов, но у них есть интерес и готовность работать.
Многие тренинговые компании, с которыми мы поговорили, давно на рынке и тоже являются технологическими бизнесами. Это важная деталь: игровые действительности для тренингов предпринимателей создают те, кто сами находятся в аналогичных условиях, только не в имитационных: они фактически изнутри знают мир, который воссоздают. Такие тренинговые компании, как и все технологические бизнесы, борются за производительность своих продуктов — поэтому стандартом в индустрии давно являются массовые и технологичные тренинги, в том числе с применением программных комплексов и цифрового следа. Такие решения позволяют повысить и качество тренингов. Участники учатся, получая опыт действий в условиях, максимально приближенных к реальным. Чем больше участников в тренинге — тем больше действий возможно между ними. А отсутствие верховенствующей позиции «учителя» позволяет участникам глубоко и искренне погружаться в имитационную действительность тренинга.
Г.А.: — Это будет очень важный и полезный опыт, который поможет в дальнейшем наращивать объемы такой работы. В планах у нас в 2023 году провести тренинги уже для 50 тысяч студентов, а в 2024 году — вовлечь в этот проект уже 100 тысяч учащихся. И это шанс для тех вузов и тех студентов, которые по каким-то причинам не подключатся к тренингам в этом году, присоединиться к проекту в последующие годы.
— Для самих студентов участие в тренингах будет бесплатным? А будет какой-то конкурсный отбор?
И.В.: — Да, для студентов участие в тренинге бесплатно. Процесс набора участников будет находиться в ведении вуза, для нас главный критерий отбора — желание студента попробовать, потенциальный интерес к предпринимательству. Ключевой показатель всего проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» — к 2030 году привести в экономику 30 тысяч технологических предпринимателей, которые будут серийно создавать технологические бизнесы. Для этого нужно большое количество людей вовлечь в эту деятельность. Тренинг — это начальный инструмент вовлечения. Мы понимаем, что не все участники тренинга потом станут предпринимателями, но чем больше людей получат возможность попробовать, тем больше их придет в другие создающиеся сейчас программы поддержки стартапов — акселераторы, точки кипения, стартап-студии, грантовые программы — и, соответственно, тем больше стартапов у нас появится в ближайшее время.
Чтобы сориентировать студента и вдохновить его на участие в тренингах, мы предложим на добровольной основе ребятам пройти небольшое и мотивирующее тестирование «Что я знаю о сути деятельности технологического предпринимателя», а также предложим пройти интересный онлайн-курс, знакомящий с основными аспектами технологического предпринимательства.
— Нужно ли студентам — потенциальным участникам программы приходить на тренинги со своими стартап-проектами?
Г.А.: — Нет. Для тех студентов, у которых, есть своя идея или уже работающий стартап, сейчас запускаются мероприятия Платформы. Например, университетские акселераторы. У них другая задача — прокачать команды и проработать решения конкретных проблем стартапов. На тренинги же нужно приходить только с готовностью отказаться на день от своей обычной действительности и погрузиться в действительность предпринимательства, продиагностировать себя на способность создавать компании.
— Смогут ли участвовать в тренингах на базе одного вуза студенты другого, который по каким-то причинам не стал участником программы?
И.В.: — Отобранный на конкурсе вуз будет организовывать работу внутри своего федерального округа с вузами-партнерами. Да, он сможет привлекать на свою площадку учащихся вузов-партнеров или даже частично переносить тренинги на их площадки. Еще раз повторюсь: наша задача — максимальный охват заинтересованной аудитории. Поэтому инструменты для расширения числа участников, конечно, здесь заложены.
— В какие сроки будут проводиться тренинги?
И.В.: — Я бы разделил вопрос на две части: организационную и непосредственно срок проведения самого тренинга.
Организационные задачи будут решаться в следующем порядке: примерно до середины июля мы будет отбирать и аккредитовывать тренинговые компании, которые будут непосредственно проводить эти тренинги. Затем будем проводить конкурс среди вузов — потенциальных участников. До конца августа мы планируем работу с вузами завершить: заключить все необходимые договоры и выделить субсидии, а уже с сентября сами вузы будут проводить тренинги на своих площадках.
Тренинг будет проводиться в течение одного дня. Внутри тренинга должен быть зашит цифровой след, то есть по итогам человеку будет выдана диагностическая карта с рекомендациями по тому, что у каждого получается, что нет, на что обратить внимание. Это абсолютно персональные данные.
— На каких компетенциях будет сделан акцент в ходе тренинга?
Г.А.: — Это в первую очередь все, что относится к предпринимательству, и то, что относится к технологическому предпринимательству. Первое — это толерантность к риску: умение оценивать шансы в предпринимательской деятельности, брать на себя ответственность в ситуации неопределенности. Аналитичность — умение анализировать, соотносить между собой и обобщать фрагментированную информацию. В том числе проводить анализ сложных технологических объектов — например, оценивать технологии на потенциал их продуктивного использования в компании. Умение системно разбираться со сложными инновационными объектами. Сама способность конструировать деятельность — создавать сводные проекты, фирму, команду, организовывать разработку и производство, координировать работу участников, совместную генерацию продуктов, смыслов, инструментов, бизнес-процессов, связанных с предпринимательской деятельностью.
Конечно, коммуникативные способности — умение строить коммуникацию в разных ролевых позициях. Одно дело, когда предприниматель разговаривает с инвестором, другое — когда с потребителем, третье — с поставщиком, то есть позиция все время меняется, участник должен все время обеспечивать решение разных задач. Мало быть продажником, предприниматель должен быть всем: и продажником, и потребителем одновременно.
Очень важна для технологического предпринимательства компетенция вовремя отказаться от устаревших решений: избавляться от шор, от стереотипов, понимать, что он должен освободиться для новых действий.
— В других инструментах Платформы университетского технологического предпринимательства смогут принять участие только те, кто уже прошел тренинг?
Г.А.: — Тренинг не является обязательным условием участия в программе. Тренинг является инструментом массового вовлечения людей в программу. Мы зовем поиграть, чтобы человек поиграл, заинтересовался и сделал следующий шаг. Но если человек и без тренинга все про себя знает, у него есть желание поработать в стартап-студии или есть проект, с которым он может выходить на программу грантовой поддержки — он может это сделать.
— По каким критериям будут отбираться тренинговые компании?
И.В.: — Во-первых, нужно будет смотреть их опыт. Во-вторых, дизайн, сценарий, метод проведения тренинга. Если тренинг разрабатывался с привлечением предпринимателей, это идет в плюс.
Обязательно использование игрового формата при проведении тренинга: чтобы это была игра. И в тренинге должна происходить фиксация решения игроков, запись цифрового следа: приняли решение о продаже — зафиксировали.
Отдельно мы на базе МФТИ планируем сделать также небольшой онлайн-курс для студентов в качестве подготовки к тренингу, чтобы у будущих участников была возможность посмотреть короткие ролики, прочитать информацию, овладеть базовой терминологией.
— Почему оператором создания тренинга предпринимательских компетенций назначен именно МФТИ?
Г.А.: — Почему оператором выбран МФТИ? На сегодняшний день это самый предпринимательский вуз в нашей стране. Здесь дух предпринимательства выражается не только в том, что МФТИ выпускает специалистов, которые потом строят работающие стартапы, но и в том, что, добившись успеха, выпускники МФТИ создают действующие механизмы поддержки предпринимательства, становятся филантропами, меценатами, бизнес-ангелами.
Например, Сергей Дашков — основатель «СДС-Фудс», эксклюзивного партнера Ahmad Tea Ltd в России — в 2018 году инициировал создание «Физтех Акселератора» на частные деньги выпускников МФТИ для стартапов, инвесторов и корпораций.
Дмитрий Аксенов — основатель и председатель Совета директоров инвестиционно-управляющей компании RDI Group, основал фонд Aksenov Family Foundation, который инициирует и поддерживает культурные и инновационные проекты. Игорь Рыбаков — сооснователь и совладелец корпорации «ТЕХНОНИКОЛЬ», участник списка богатейших людей России по версии журнала Forbes, занимается венчурными инвестициями. Андрей Иващенко — не только председатель Совета директоров НП ЦВТ «ХимРар», но и член правления НП «Физтех-Союз», а председатель Совета директоров группы компаний «Агама» Юрий Алашеев также является директором Центра стратегического развития МФТИ. И этот список можно продолжать. В нем есть успешные предприниматели, построившие многомиллиардные бизнесы, инвесторы, бизнес-ангелы.
МФТИ в этом плане вуз, на который стоит равняться, поэтому логично, что ему отдана операторская функция.
— Как бы вы объяснили студенту, почему ему надо пойти на этот тренинг?
И.В.: — Я бы сформулировал это так: почувствуй на себе, что такое быть технологическим предпринимателем не на словах, а на деле. Погрузись в эту среду на один день, чтобы понять, что это такое.
Г.А.: — Мне кажется, надо туда идти, чтобы попробовать. Потому что студент сможет за один день прожить то, на что в реальности уходят годы. Это возможность попробовать быть предпринимателем, чтобы ответить себе: да или нет. Это как попробовать себя в роли пилота самолета. И кстати, ощущения сопоставимые.