Руководитель Центра сетевых акселерационных программ АНО «Платформа НТИ» Станислав Триерс — о формировании предпринимательских вузов, акселерации и роли Платформы Национальная технологическая инициатива в развитии студенческих стартапов.
Руководитель Центра сетевых акселерационных программ АНО «Платформа НТИ» Станислав Триерс — о формировании предпринимательских вузов, акселерации и роли Платформы Национальная технологическая инициатива в развитии студенческих стартапов.
— АНО «Платформа НТИ» назначена одним из операторов федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». В чем заключается роль АНО «Платформа НТИ» в реализации программы и почему для вас это важно?
— НТИ как институт развития занимается поддержкой развития технологического предпринимательства в России. Мы самостоятельно проводим массовую акселерацию стартапов: в наших программах принимают участие до тысячи команд. Именно этим обосновано, что Платформа была выбрана оператором блока организации и проведения акселерационных программ на базе университетов.
Для нас это переход на более раннюю стадию работы — «греть рынок».
Ведь то, чем мы сегодня занимается в рамках Платформы, — это не о том, что в один момент и по волшебству у нас появятся тысячи стартапов. Это о деятельности, которая принесет результаты через несколько лет.
— И поэтому важно работать именно со студентами?
— Идея создания духа предпринимательства в университетах — правильная и сегодня крайне актуальная. При этом важно, чтобы в вузах не просто появлялись акселерационные программы как один из элементов развития студентов. Важно, чтобы образовательные организации пришли к пониманию, как им стать предпринимательскими университетами, как они могут готовить технологических предпринимателей — собственных марков цукербергов и илонов масков.
Для этого недостаточно просто провести акселерационную программу. Вузу нужно в определенной степени перестраивать свою работу: чтобы в университет приходили предприниматели, чтобы они взаимодействовали со студентами, чтобы в акселерационных программах участвовали не преподаватели как эксперты, а люди из бизнеса, с опытом ведения бизнеса, которые и помогут студентам становиться технологическими предпринимателями.
— Что вы имеете в виду, когда говорите, что вузам надо меняться?
— Это больше идеологические моменты. Нужно, чтобы в стенах образовательных учреждений стал появляться дух, авантюризм предпринимательства.
Мне кажется идеальной картина, когда в университеты приходят действующие бизнес-ангелы и предприниматели, чтобы помогать выращивать новое поколение строителей технологических стартапов, которые хотят изменить мир.
Знаете, есть зарубежные вузы, где студент говорит: «Я делал проект, а мой преподаватель стал моим первым инвестором: дал мне несколько сотен тысяч долларов на разработку, сейчас я делаю бизнес». То есть в вузе работает преподаватель — действующий инвестор, у него несколько десятков бизнесов, он ищет и находит толковых студентов и вкладывается в них. Это здорово. Но это формируется постепенно. Должна создаваться культура предпринимательства, должны меняться подходы. Процесс обучения будет становиться более практикоориентированным. И ряд университетов в России уже идут по этому пути.
— Можно ли научить человека быть предпринимателем?
— Есть мнение, что нельзя научиться делать бизнес. Но можно научиться делать продажи, создавать и упаковывать продукт. Большое количество компетенций, которые человек получает в результате построения стартапа, — все это складывается в то, умеет ли он в итоге делать бизнес или нет.
Интерес важен.
Если мы посмотрим статистику, из каких вузов выходит большее количество технологических предпринимателей, — это вузы, где очень хорошо преподают физику и математику, с очень высоким уровнем базового системного образования. И это именно те навыки, которые нужны технологическим предпринимателям.
— Что делает конкретно НТИ в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства»?
— Наша задача — помочь вузам организовывать и проводить акселерационные программы. Мы не только раздаем гранты на организацию этой работы в вузах, но и упаковываем лучшие инструменты и методики по акселерации молодых команд и молодых проектов, которые затем будем передавать университетам. Это кураторство, поддержка и обмен опытом.
Без кого невозможен акселератор? Без трекеров — специалистов с определенными навыками, которые помогают командам фокусироваться и двигаться к цели, помогают рефлексировать пройденные этапы: анализировать неправильные решения, осознавать, что и почему не получилось. Проще говоря, эти специалисты помогают команде развиваться.
Профессиональных трекеров на рынке сейчас немного: их деятельность только развивается. В наши планы входит массовая подготовка трекеров: например, уже в июле в рамках летнего проектно-образовательного интенсива «Архипелаг 2022» пройдет курс по подготовке этих специалистов. Выпускники программы смогут принимать участие в акселерации. Таким образом, с нашей стороны это насыщение рынка специалистами, которые нужны для развития стартапов.
Для трекеров курс бесплатный. В дальнейшем вузы смогут привлекать их к работе на финансовой основе в рамках гранта, который университет получит на проведение акселерационной программы.
Еще один инструмент — это Точки кипения в вузах. Это комфортные пространства коллективной работы, в которых студенты могут обсуждать свои идеи, проекты, получать обратную связь и поддержку. В настоящее время в ряде вузов существуют университетские Точки кипения. И на их базе будут созданы дополнительные сервисы и возможности, формирующие уже Предпринимательские точки кипения. Будут и эксперты и трекеры для сопровождения проектов.
— Как будут определяться вузы, внутри которых будут созданы Предпринимательские точки кипения?
— Пройдет конкурсный отбор. В этом году планируется отобрать 60 университетских Точек кипения по стране, на базе которых будут сформированы Предпринимательские точки кипения.
Ежегодно в России будут проходить 150 акселерационных программ.
— Как именно это будет проходить?
— Мы говорим о базовой акселерационной программе. И акцент здесь на технологических проектах. Есть требования к параметрам: не менее 300 участников программы и не менее 50 университетских проектов «на выходе». При этом данные проекты в будущем смогут стать участниками наших «взрослых» акселерационных программ, которые проводит НТИ.
Речь не о том, чтобы «сделал проект и забыл про него». Участники акселераторов могут продолжать работу: пойти, например, в стартап-студии, которые также создаются при вузах, могут остаться в Предпринимательской точке кипения и дальше развивать свой проект и получать от экспертов и трекеров помощь.
— Это будут постоянно действующие структуры?
— Предпринимательская точка кипения — постоянно действующая структура. Акселерационные программы — ежегодная история. Каждый университет может заявить о проведении от одной до трех программ.
— Студенты будут приходить в акселератор с какими-то готовыми проектами?
— Необязательно. Просто с желанием делать стартап. Студент сможет прийти, сгенерировать какую-то идею, сформировать команду, пройти первые этапы становления проекта и дальше заниматься его развитием.
Акселерационная программа состоит из набора образовательных мероприятий, мастер-классов и семинаров, в рамках которых стартапам предоставляется необходимый для работы инструментарий. Акселератор также неразрывно связан с экспертами, которые консультируют по «узким» вопросам, и трекерами, которые ведут проекты и помогают им развиваться.
Этот инструментарий дает возможность заниматься бизнесом, будучи еще студентом. В акселераторе есть реальные задачи: например, провести Customer Development (тестирование востребованности идеи или прототипа будущего продукта у потенциальных потребителей — прим. ред.) по своей идее: найти потенциальных клиентов, поговорить с ними, узнать их проблематику и спроектировать продукт.
— Как привлекать в акселератор потенциальных экспертов?
— Это будет задача вузов. Мы, конечно, со своей стороны будем оказывать консультативную помощь и поддержку, но университет со временем должен сам научиться привлекать кадры для акселератора. Это важно, потому что после окончания финансирования по федеральному проекту вуз будет самостоятельно проводить акселерационные программы.
Как это будет выглядеть на практике в первое время? Вуз обращается к нам с тем, что хочет провести акселерационную программу. Мы устанавливаем требования к программе, определяем обязательные элементы и помогаем ее организовать. Мы учим трекеров на рынке, готовим вузовские команды к проведению акселерационных программ, но реализовывать их университеты будут самостоятельно. Основная задача — чтобы компетенции подготовки технологических предпринимателей появились в каждом университете, принимающем участие в федеральном проекте.
У многих вузов есть потенциальные индустриальные партнеры, с которыми они взаимодействуют по общей деятельности: сотрудников этих компаний университеты также смогут привлекать к акселерационной программе в качестве экспертов, консультантов или потенциальных инвесторов.
— Как будут формироваться Предпринимательские точки кипения?
— Вузы готовят и направляют в качестве заявки программу развития с планами по проведению конкретных мероприятий, привлечению экспертов и так далее. Планы при необходимости корректируются, утверждаются, и после университеты смогут получить гранты на проведение соответствующей работы и реализацию запланированных мероприятий.
— Насколько для самих стартапов эффективно участие в таких акселераторах?
— Мы проводили мониторинг эффективности наших акселерационных программ: 30–40% стартапов в процессе акселерации получают новых клиентов, часть — привлекают финансирование.
Есть разные подходы. На рынке существуют бутиковые истории: организация проводит акселерационную программу, в которой участвуют 20–30 проектов, а акцент делается на возможности развития проектов в разы за три месяца акселерации. Мы берем, например, тысячу стартапов и хотим, чтобы они развились на 30% каждый — развились и «побежали» дальше работать.
Через нас проходит довольно много стартапов. Некоторые вырастают достаточно быстро до больших размеров, и это не только наша заслуга. Обычно активные команды, которые усердно работают в акселераторе, параллельно работают над развитием с помощью другого инструментария. В результате они получают синергетический эффект.
Тем же, кто ничего не хочет делать, и акселераторы не помогут.
— С точки зрения заявки на успех — на что нужно ориентироваться студентам при формировании гипотезы и бизнес-проекта: на то, чтобы угадать запрос общества, или в первую очередь «попасть» в запрос инвестора? И насколько это разные вещи?
— Предпринимателю надо ориентироваться на клиента при любой цели. Если рынок не будет готов принимать продукт, то инвестор не захочет в него инвестировать. Часто инвесторы вкладываются в проекты, которые могут хорошо жить и без их денег. Потому что в таких проектах меньше рисков. В первую очередь, необходимо как можно больше общаться с потенциальными клиентами, с рынком и проверять гипотезы.
Есть такой инструмент, как HADI-цикл (Hypothesis Action Data Insights, алгоритм, который позволяет проверить гипотезу, как какое-то действие влияет на показатели бизнес-проекта — прим. ред.). Формируется гипотеза, для ее проверки осуществляется деятельность, на основе полученной и проанализированной информации делаются выводы.
Например, мы предполагаем, что есть определенная проблема: людям в Москве мало солнца. Мы должны это как-то проверить. Что для этого нужно? Опросить определенное количество людей, проанализировать их ответы, сделать выводы и, исходя из полученных выводов, дальше работать над вопросом. Если есть проблема — работаем с ней, если нет проблемы, то ставим и проверяем следующую гипотезу. И чем больше и быстрее мы будем таким образом проверять гипотезы, тем успешнее будем.
По личному опыту общения с предпринимателями, которые давно в бизнесе, скажу, что предпринимательство — это про удачу, повезло-не повезло. Но чем больше мы будем пытаться, тем больше у нас будет шансов, что однажды повезет.
— А проверять гипотезу обязательно нужно самому или можно кого-то нанять?
— Правило хорошего тона — идти и изучать проблематику самостоятельно. Первых продаж это тоже касается. Если фаундер — основатель проекта — не сможет продать свой продукт, то никто ему в этом не поможет. У многих есть заблуждение: я сейчас сделаю продукт, потом найму мегакрутого продавца, и он все продаст. Не работает это.
Первые продажи фаундер осуществляет сам. Так он понимает, что работает, что не работает, что не так в его продукте, получает обратную связь, дорабатывает продукт, выстраивает цикл продаж, а потом нанимает человека и объясняет ему, как этот продукт продается.
— Как имеющиеся у НТИ инструменты будут взаимодействовать с другими операторами федерального проекта?
— Студенты, которые получили финансирование на свой проект от Фонда содействия инновациям, могут прийти в акселерационную программу и достаточно быстро пройти первые этапы построения стартапа. Акселерационная программа — это про ускорение, про то, чтобы быстрее пройти первый этап и дойти до стадии строительства бизнеса.
Может быть и наоборот: человек приходит в акселератор с гипотезой, с идеей, либо без идеи, доходит до стадии прототипа и подается на грант ФСИ.
Студенты, которые принимают участие в тренингах, тоже могут испытать свои силы в акселерационных программах. Начинающий предприниматель, который уже работал над своим проектом, но еще не готов отправиться в самостоятельное плаванье, может прийти в стартап-студию и как наемный сотрудник работать с продуктом. Есть и другой вариант. Например, он может получить опыт работы над чужим проектом в стартап-студии на чужом проекте и, осознав, что хочет делать теперь все то же самое и свое, прийти с идеей в акселератор и создать стартап.
Мы сотрудничаем достаточно тесно: можно начать с одного, перейти в другое, вернуться обратно.
— Каковы дальнейшие планы НТИ по участию в федеральном проекте?
— В ближайшее время мы планируем запустить первую волну акселерационных программ. И конечно, на основании ее итогов в следующем году мы скорректируем программы и требования к ним таким образом, чтобы результаты будущих акселераторов только превосходили предыдущие.
Перед нами стоит задача научить как можно больше вузов готовить технологических предпринимателей. Это история не только про ведущие университеты страны, которые, как считается, сегодня и так умеют проводить акселерационные программы на высоком уровне. Мы должны вовлечь и раскрыть потенциал и тех вузов, которые пока что не имеют должного представления о важности и способах проведения акселераторов.