«МК в Твери» продолжает рассказывать о беспрецедентном для региона молодежном стартапе в сфере космического ракетостроения. Его инициатором стал 14-летний школьник Давид Губанов. Космосом он «заболел» лет в 13, но эта страсть выразилась не в беспорядочном поглощении научной фантастики и даже не в изготовлении макета ракеты с топливом из смеси порошка магния, селитры и сахара, а в чтении очень специальных учебников вузовского уровня и разработке собственного проекта жидкостно-реактивного двигателя ЮГ-60. Этот проект ввел тверского восьмиклассника в число победителей международной молодежной научной конференции «Гагаринские чтения» в Московском авиационном институте. Преимуществами изобретения, по оценке жюри, являются высокая тяга, быстрое повторное использование, низкая себестоимость, использование экологически чистых компонентов топлива. А еще по ряду расчетных параметров ЖРД ЮГ-60 превзошел даже агрегаты, разработанные компанией Илона Маска SpaceX.
Но для полновесной заявки на успех нужны испытания, а не только теоретические расчеты. Этим летом проходит сборка прототипа двигателя на базе научно-технического клуба «Physica. Начало пути» при физико-техническом факультете ТвГУ. На сегодня сварен испытательный стенд, закуплено газовое оборудование, приобретены датчики тензометрии, проведена оценка тепловых потоков и прочности камеры сгорания, разработана собственная пневмогидравлическая схема высокого давления, рассчитанная на десятки мегапаскалей и предназначенная для обеспечения процесса подачи компонентов топлива в двигательную установку.
Партнерами проекта выступают Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Орион», ООО «ADDITIVKA», многопрофильное содружество молодых новаторов «Delta-Group», генеральным спонсором выступил энтузиаст космонавтики столичный предприниматель Александр Синютин. Испытания запланированы на начало осени, и чтобы все успеть, Давид Губанов этим летом даже решил отклонить приглашение в образовательный центр «Сириус» на Черном море, куда зовут далеко не каждого.
Сегодня юный конструктор размышляет на страницах «МК в Твери», легко ли быть изобретателем, особенно в столь бесконечно масштабной сфере, как космос.
Небо становится ближе
— Сразу уточню, — говорит Давид Губанов, — проект «ЮГ-60» — это первый в тверском регионе аэрокосмический некоммерческий стартап, цель которого не только реализовать задуманное, но и создать базовую площадку для апробирования, внедрения и использования аддитивных технологий в аэрокосмической сфере. Речь идет о 3D и 4D-печати по металлу и полимерным материалам. Такие центры существуют в Воронеже и в Самаре, в том числе при профильных кафедрах университетов.
— Давид, таких энтузиастов, как вы, много?
— В последние годы становится больше, причем речь не идет о профессиональном и любительском спортивном ракетомоделизме. В принципе, всех стартаперов можно разделить на три категории: 30–40 лет — высококвалифицированные специалисты, представители бизнес-элиты, предприниматели; 20–30 лет — аспиранты, старшекурсники и выпускники технических вузов; 14–20 лет — учащиеся старших классов школ и гимназий, начинающие студенты вузов. Последняя категория является, пожалуй, самой интересной. Как правило, это лидеры и индивидуалисты, вдохновленные подвигами основоположников мирового ракетостроения, для которых не существует ни рубежей возможного, ни государственных и национальных границ. Они этакие «дети мира», готовые работать самоотверженно, на идею, во имя будущего человечества, как бы идеалистически и пафосно это ни звучало. Они приходят в этот мир уже такими, активно прозревая в годах отрочества, вступая в юность (к 14 годам) готовыми к созиданию чего-то нового, обязательно масштабного, объемлющего, объединяющего. Это — новаторы.
— Такое ощущение, что вы сейчас нарисовали чей-то портрет.
— Да. Примером такой команды является RST Space (Russian Space Technologies) и ее лидер 17-летний калининградский школьник Виктор Булыбенко. На момент создания компании Виктору было 13 лет. На сегодня RST Space — это четыре школьника и студента, живущих и учащихся в Калининграде, Петербурге, Москве и Твери. В активе компании порядка 30 разработок твердотопливных и жидкостных ракетных двигателей, самыми актуальными их которых являются ПВС-40 и ПВС-350 «Лангемак». Тяга, удельный импульс и сухая масса последнего составляют 350 кгс, 263,2 секунды и 1,2 кг соответственно. Газ из его сопла вылетает со скоростью 2585 м/с, что дает возможность поднять 350 кг груза. А названия изделий идут от используемой в двигательных установках топливной пары «перекись водорода /спирт». Сейчас они разрабатывают орбитальную ракету-носитель «Уран-9», а также многоразовый межпланетный комплекс «Старфлайтер», действуя совместно с ОКБ специального аэрокосмического оборудования. По сути, это SpaceX Starship в миниатюре, хотя по тяговооруженности двигатель ПВС-350 вдвое превосходит «Раптор» Илона Маска.
Всегда быть Маском
— Это как если бы тверская «Волга» или калининградская «Балтика» обыграла мадридский «Реал».
— Наступило время играть по-крупному. «Уран-9» будет иметь стартовую массу 2,8 тонны. Высота ракеты 9,4 метра, диаметр — 700 мм. Для проекта характерно отсутствие сложных технологий изготовления. Аппарат не требует редких материалов и сплавов, использует высококипящие, нетоксичные неканцерогенные компоненты топливной смеси. Они самовоспламеняются в двигателях, что упрощает конструкцию силовых установок, не нанося ущерба окружающей среде, и позволяет хранить изделие в заправленном состоянии продолжительное время. А проект «Уран-9 Старфлайтер» нацелен на доставку малых космических аппаратов к Луне, Марсу и дальше. «Старфлайтер» сможет поднять и вернуть с орбиты до 40 кг полезной нагрузки, совершив в конце мягкую реактивную посадку на платформу. Именно этот проект подвел итоги трехлетней работы частной ракетостроительной компании.
— Вот же она, гордость России! И тем удивительнее, что об этих достижениях слышал, как говорится, лишь «узкий круг ограниченных людей».
— Безусловно, подобные компании крайне заинтересованы во внимании и поддержке как государственного сектора экономики, так и бизнес-сообщества. Несмотря на профессиональную состоятельность проектов RST Space, камнем преткновения является юный возраст участников, который во многом тормозит развитие компании в плане финансовой и юридической защищенности. Мало ли что взбредет в голову дерзкой «школоте», мнящей себя русскими Масками?! Несмотря на энергию юности и прорывной талант, таким подростками приходится труднее всего: они вынуждены доказывать свою состоятельность в школе и в вузах, являясь зачастую «сложными» учениками, радеть за начатое дело, стучаться в закрытые двери, уповать на волю случая, понимание и отклик сильных мира сего. Многие перегорают — «сходят с орбиты», и команды распадаются.
И возникает парадокс: при всех наградах и регалиях проекта и его участников частная компания развивается автономно от основной отрасли, в которую могла бы привнести значительный вклад, начиная от потенциальных молодых специалистов и заканчивая инновационными разработками.
Кому открыто будущее
— Калининградский стартап для вас определенно не чужой.
— Я присоединился к RST Space в 2021 году, а следил за их развитием с первых публикаций в Интернете в 2018-м. И все три года я наивно полагал, что разработки компании — дело рук взрослых специалистов, людей на два-три десятка лет старше меня. Какого же было удивление, когда при виртуальном знакомстве с Виктором я узнал себя: у нас достаточно много общих черт, начиная от характера, заканчивая личными моментами жизни. И космосом мы оба «заболели» в 13 лет — видимо, это возраст роковых решений для юных Скайвокеров. Конечно, «старшие товарищи» стали для меня своего рода вожатыми-проводниками. Со временем развился и мой авторский проект по созданию опытного образца ЖРД «ЮГ-60.1», который члены команды RST Space расценивают как условную дипломную работу юного стажера-практика и пристально следят за тверским начинанием.
— А другие ровесники-единомышленники у вас есть?
— Старших школьников, серьезно заявивших о себе, как о двигателистах и проектировщиках ракетно-космической техники, ничтожно мало, не наберется и десятка. Это московский школьник Илья Петровский, он развивает проект «Путешественник ПП-1» беспилотного летательного аппарата, название которого заключает аббревиатуру фамилий создателей (Петровский — Попов). Еще один школьный инженерный дуэт представляют 14-летний Тимофей Елисеев и 17-летний Леонид Курапцев из Москвы. Они создают легкую, в основном из стекло- и углепластика, многоразовую суборбитальную ракету-носитель Fame-5 для вывода полезной нагрузки до 10 кг на высоту до 300 км. Мы все знакомы виртуально, поддерживаем личные, профессиональные связи, делимся успехами и неудачами, помогаем советом и делом. Космический стартап Ro Technologies МГТУ им. Баумана под руководством Матвея Федина выиграл грант размером 1 млн рублей, став одним из 650 финалистов конкурса «Студенческий стартап». Этот миллион выделен на год для проверки бизнес-гипотезы, параллельной основному проекту компании по созданию наноспутников. У таких ребят в арсенале не одна золотая медаль, но, поверьте, они отдадут все свои награды за возможность быть принятыми и поддержанными в высоких профессиональных кругах — в беседе на равных с теми, чьи учебники и лекции штудировали в параллель школьной программе, чьими проектами и разработками вдохновлялись. У меня есть потаенная мечта когда-либо собрать команду из подростков не старше 14 лет и объединить их в «Особое конструкторское бюро», пусть даже под приглядом «Роскосмоса». Ведь если есть двигатель, то будет и ракета. Уверен, что таким ребятам как раз и открыто будущее, иначе чем объяснить их уровень познаний в науке, инженерный талант и пытливость ума?
Тверской потенциал балтийской модели
В конце учебного года в тверском Дворце творчества детей и молодежи прошла торжественная церемония закрытия Всероссийской олимпиады школьников 2021–2022 года. На заключительный этап этого серьезнейшего испытания для юных умов вышел 21 участник из 10 школ города Твери, и это лучший результат столицы Верхневолжья за последние годы. Победители блеснули познаниями в биологии, немецком языке, основах православной культуры.
Особое место в этом ряду могли бы занять науки, связанные с космосом. И даже не столько потому, что Верхневолжье подарило ракетно-космической отрасли таких титанов, как Севир Богданов и Юрий Семенов, а корпорацию «Роскосмос» на днях возглавил наш земляк Юрий Борисов. А потому, что на эту сферу долгие годы беззаветно трудились десятки инженеров и ученых научно-исследовательских учреждений областного центра.
Таким образом, интеллектуальная почва и научная база в Твери имеются, и можно было бы подумать, как вовлекать молодежь в космическую отрасль. Чтобы энтузиастов было все-таки больше, чем пальцев на одной руке, можно обратиться к опыту того же Калининграда, где при поддержке «Роскосмоса» на базе образовательных организаций организуется проект предпрофессионального образования #КосмическиеКлассы. В Твери проект «ЮГ-60» тоже развивается не в вакууме, за ним внимательно наблюдают группа компаний КСК — официальный представитель Сколково в регионе, а также центр «Мой бизнес», уже приглашавший Давида Губанова выступить на питч-сессии перед бизнес-сообществом Твери и представителями столичных фондов. А подключение «Роскосмоса» определенно придаст процессу новый масштаб и динамику.
Источник: МК в Твери
Дата публикации: 11.08.2022
Автор: Иван Белкин
Фото: личный архив Давида Губанова