Директор департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Министерства науки и высшего образования РФ Олег Чурилов рассказал в интервью ТАСС, зачем студентам технологическое предпринимательство и как университеты помогают молодежи запускать стартапы
Завершающийся 2022 год стал знаковым для стартапов, которые развиваются в российских вузах. Свою работу начал федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» — инициатива, призванная сделать вузовские стартапы массовым явлением.
За проект отвечает директор департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Министерства науки и высшего образования РФ Олег Чурилов. Он рассказал ТАСС, зачем студентам технологическое предпринимательство и как университеты помогают молодежи запускать стартапы.
— Олег Валерьевич, почему на высоком уровне решено именно студентов приобщать к бизнесу? Есть ли у самих молодых людей интерес к этой теме?
— Технологическое предпринимательство во всем мире является сегодня драйвером развития экономики. По мировой статистике, молодые технологические компании возрастом до пяти лет создают до 80% новых рабочих мест в крупных городах. И многие из этих компаний созданы тогда, когда их основатели были еще студентами. 24% стартапов создаются в университетах. В мире.
А у нас в России в университетах их создается менее 3% от общего числа, а может, и того меньше. Это одновременно и проблема, и нераскрытый потенциал.
Еще один фактор — стремление нынешней молодежи к самостоятельности.
— А нынешняя молодежь действительно к ней стремится? В чем это проявляется?
— Да, нынешняя молодежь стремится к самостоятельности как никогда. По данным международного мониторинга студенческого предпринимательства (GUESSS), 42% российских студентов видят себя основателями собственного бизнеса в ближайшие пять лет после окончания университета.
Что удивительно — Россия по этому показателю существенно опережает другие страны (в рейтинге 58 стран-участниц), в том числе и «развитые». Авторские расчеты исследовательской группы из ВШЭ подтверждают эти цифры. И наш проект дает таким ребятам возможности и инструменты, чтобы попробовать себя в качестве технологического предпринимателя — с реальными проектами и реальными деньгами.
И не только ребятам, но и университетам мы даем ресурсы и возможности сделать университет тем местом, где рождаются стартапы.
Но хочу отметить, что наш проект хоть и про бизнес, но он скорее образовательный! Он дает возможность студенту попробовать себя в шкуре предпринимателя, не виртуально, а «ручками» попробовать что-то сделать, получить бесценный опыт работы с реальными деньгами, клиентами, продуктом. А для тех, кто сильно увлечется, есть возможность взять академический отпуск.
— Это, возможно, еще один стереотип — но не помешает ли «академ» на стартап учебному процессу?
— Понимаю вас, но я убежден, что самое эффективное обучение в настоящий момент времени возможно только в деятельности. Когда студент не просто запоминает какие-то знания, но учится их прилагать на практике в реальных делах. Сейчас очень много талантливых ребят, которые делают осмысленные вещи. Мы пытаемся «вскипятить этот бульон» всеми мероприятиями нашего федпроекта.
Более того, академический отпуск в данном случае пойдет на благо: увлекшийся молодой предприниматель сможет поработать над реализацией своего стартапа без вреда для учебы, а затем вернуться к занятиям с новым опытом и новыми целями.
— Почему именно в нынешнем году? Это вызвано событиями в мире?
— Федеральный проект был задуман и родился в прошлом году. Этот проект — одна из инициатив социально-экономического развития России — одна из 42, которые были утверждены на площадке правительства РФ в 2021 году — ну, а в этом году мы начали его реализовывать.
Нормативные документы федпроекта были выпущены минувшим летом. Проект рассчитан до 2030 года, это история вдолгую. Основной «измеримой целью» нашей является: подготовить 30 тыс. технологических предпринимателей, выходцев из университетов, к 2030 году. Годовое финансирование, выделяемое на мероприятия проекта, — более 4,5 млрд рублей.
Мы только в начале пути и пока имеем скорее авансы, выданные университетам. Результаты мы увидим через какое-то время. Проект очень сложный, он нацелен на возможную отдачу в неблизком будущем. Знаете, у некоторых успешных технологических стартапов в области материальных технологий выручка появляется на пятый-седьмой год. И все это время стартап делает свой технологический продукт и живет на гранты и инвестиции венчурного типа.
Что касается геополитической ситуации, то нетрудно догадаться, что она кое в чем препятствует… Это касается, например, как раз частных инвестиций венчурного типа. Но мы надеемся, что этот момент наладится.
К слову, мы ведь знаем правило «трех F» первых инвестиций. И первое из них — family, семья. Сейчас, когда все такое «зыбкое и рискованное», что многим взрослым людям непонятно, как сохранить и приумножить, то, возможно, вкладывать в стартапы своих детей — наиболее разумное сохранение и приумножение своих денег.
— Звучит убедительно. А как бы вы кратко обозначили основные цели «Платформы университетского техпреда»?
— Основная цель проекта — создание экосистемы технологического предпринимательства в университетах для массового создания стартапов и коммерциализации результатов исследовательской деятельности.
В реализации этой цели можно выделить три трека. И все мероприятия федпроекта, которые мы сопровождаем, как Минобрнауки, в эти три трека укладываются. Первый: массовые тренинги предпринимательских компетенций. В ближайшие несколько лет мы «прокачаем» компетенции почти миллиона студентов. При этом мы используем самые современные форматы деловых игр, чтобы студентам играть было интересно, в них ребята могут создать инженерный продукт, привлечь инвестиции, нанять сотрудников, продать компанию и т. д. И в то же время через тренинги мы сможем выявлять ребят, склонных к предпринимательству, и приглашать их на работу в стартап-студии, например.
Второй трек — это кардинальное увеличение числа технологических стартапов в университетах. Оно возможно в том числе как раз за счет внедрения нового формата деятельности, который называется стартап-студией. Это фабрики стартапов в университетах. Они не только используют университетский научный потенциал в смысле каких-то существующих технологических разработок, но и сами придумывают, какие стартапы надо делать, транслируют университету, какой должна быть научно-исследовательская повестка. Здесь важную роль играют взрослые «внешние» люди — индустриальные партнеры и действующие технологические предприниматели, которые наряду с университетом являются учредителями юридического лица — стартап-студии и несут опыт и практические знания в университет.
И третий трек — обеспечение стартапов первыми инвестициями и финансированием. Это гранты и первые инвестиции от стартап-студий, возмещение «ангельских» инвестиций в университетские стартапы. Еще в следующем году будет запущена программа создания компаний по инвестированию в малый бизнес. Мы хотим, чтобы инвесторы поздних стадий пришли в более ранние благодаря тому, что государство будет предоставлять им «плечо» с целью поддержки их инвестиций в университетские технологические стартапы.
— Какие организации помогают в реализации задач федпроекта?
— Мы работаем с российскими институтами развития и самыми предпринимательскими университетами. Так, за тренинги предпринимательских компетенций у нас отвечает МФТИ — Физтех. Тренинги проходят по всей стране, и в настоящий момент уже более 30 тыс. студентов их прошли. С нами в проекте Национальная технологическая инициатива (НТИ), которая в этом году организовала проведение 151 акселерационной программы по формированию и обучению студенческих проектных команд. НТИ также открыла 60 «предпринимательских точек кипения» в университетах, которые стали центрами этой технологической «движухи».
Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) отвечает за создание стартап-студий. С их помощью мы в этом году создали стартап-студии в 18 регионах от Калининграда до Владивостока, причем специально ограничивали лимитами участие Москвы и Санкт-Петербурга. У нас было предусмотрено в конкурсной документации — не более чем по две студии на Москву и Питер. Фонд содействия инновациям — в народе «фонд Бортника» — выдал студентам тысячу грантов по 1 млн рублей по программе «Студенческий стартап».
И фонд «Сколково» отвечает за возмещение инвестиций бизнес-ангелам, которые инвестировали в университетские стартапы, — «кешбэк» инвесторам за счет уплаченного теми подоходного налога за последние три года.
— А сами университеты тянутся к сотрудничеству?
— Конечно, тянутся — иначе у нас не было бы 268 университетов — участников проекта уже в этом году. Причем право на участие университеты получили в конкурсной борьбе. Тренинги и акселераторы сейчас в актуальной повестке у передовых университетов, и это просто одна из частей процесса обучения — причем важная, которая наиболее близка к реальной жизни.
— Какие качества, на ваш взгляд, помогают стартаперу создать свое дело?
— Первое, что нужно помнить стартаперу, — никогда нельзя сдаваться и переставать пробовать, ценить свои прекрасные ошибки, которых будет очень много. Но ошибки в итоге обязательно приведут к цели и к тому, что результат точно будет.
И второе: у дела должна быть большая цель. Нужно думать не о том, какой замечательный у тебя проект, а о том, какие потребности людей ты им закрываешь. Не о том, сколько денег ты заработаешь, — это тупик. А о том, как ты в будущем улучшишь своим продуктом или бизнесом жизнь людей…
Источник: ТАСС
Дата публикации: 26.12.2022
Беседовал: Леонид Смирнов