Пленарные и панельные дискуссии, питчи кейс-сессии, круглый стол, ток-шоу, лекции. В таких форматах будущие и начинающие стартаперы смогли пообщаться, послушать и получить ценные советы от опытных бизнесменов, инвесторов и представителей органов государственной власти на Всероссийском форуме технологического предпринимательства. За два дня в мероприятии приняли участие 1200 человек из 55 российских регионов, выступило более 100 спикеров.
Мероприятие проходило 22–23 ноября на территории кластера «Ломоносов» в рамках реализации федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Его главная цель — вовлечение талантливых студентов и аспирантов в инновационное предпринимательство и создание технологических компаний в стенах университетов. Представителям бизнеса и власти были представлены 50 лучших университетских стартапов.
Их выбирали из 2300 проектов, подавших свои заявки на участие во Всероссийском рейтинге университетских стартапов. В топ-50 вошли 25 проектов с высокой степенью зрелости и 25 — с ранней. Лучших из лучших выбирали представители «Медси», АФК «Система», фонда «Сколково», венчурного фонда «Восход».
По итогам питча стартаперов в топ-10 вошли проекты по технологическим направлениям: цифровые технологии, биотехнологии, медицина, ресурсосберегающая энергетика, креативные индустрии, роботехника.
В каждой группе были выбраны пятерки победителей. Лучшими стартапами с высокой степенью зрелости стали проекты от команд из Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, Сколковского института науки и технологий, МГУ им. Ломоносова, МИРЭА и МФТИ.
Во второй группе проектов — с ранней степенью зрелости — победили команды Российского экономического университета им. Плеханова, два стартапа из Томского политехнического университета и два стартапа из Первого Московского государственного медицинского университета им. Сеченова.
«Мировая практика показывает — именно с университетов берут начало самые важные технологические разработки, самые перспективные исследовательские и научные коллективы», — отмечает заместитель министра науки и высшего образования РФ Дарья Кирьянова. По словам замминистра, главное для государства — не только сосредоточить усилия на создании условий для стартапов в университетах, но и сделать шаг к формированию новой исследовательской и предпринимательской культуры молодого поколения. «Мы стремимся привить стремление к предпринимательскому риску, к осознанной бизнес-активности студентам, преподавателям — всем, кто вовлечен в такую деятельность в отечественной высшей школе», — подчеркивает Дарья Кирьянова.
«Сейчас очень хорошее время для высокотехнологичного предпринимательства. Сейчас запрос на инновации, на разработки, на технологии, на инженерные команды гораздо выше, чем был пять-десять лет назад. Есть и масштабные государственные программы, и программы, которые реализуют наши крупные компании, и рост средних и мелких компаний. В высокотехнологичном секторе все это создает хорошие стартовые условия для тех, кто делает первые шаги в этом бизнесе», — считает ректор МФТИ Дмитрий Ливанов.
По его словам, есть примеры успешных университетских стартапов, а у современных студентов есть возможность попробовать себя. В свою очередь для университетов инновационно-предпринимательская деятельность сегодня так же важна, как образовательная или исследовательская.
На форуме представители госкорпораций и крупного бизнеса обсуждали потенциал университетских стартапов, рассказывали о своем опыте сотрудничества с молодыми технологическими предпринимателями и проектными командами вузов.
«Несмотря на то что последние три-четыре года выдались не самыми простыми с точки зрения развития предпринимательства, рынок стартапов есть. Ребята пытаются развиваться. Примерно каждую неделю мне звонят молодые люди со своими идеями, они хотят участвовать в различных программах. Лично меня это очень радует», — отметил директор по развитию открытых инноваций и новых бизнесов ООО «Газпромнефть — Технологические Партнерства» Максим Бардин.
На форуме представили уникальный проект — первую и единственную в стране площадку по обмену идеями и гипотезами для университетских стартапов. «Маркетплейс гипотез» — это платформа, на которой собраны лучшие практики, трендовые направления инвестирования в сфере глубоких технологий и примеры уже запущенных стартапов. Каждую из предложенных гипотез можно забрать и запустить свой технологический проект.
«Мы стараемся через взаимоотношения со стартап-студиями приучать предпринимателя, чтобы на старте своей деятельности он вкладывал в гипотезу максимально глубокие технологии, смотрел на то, кому этот продукт предназначается и т. д. Все это позволяет сделать проект максимально адаптированным под потенциального покупателя, партнера. С такой душой мы и стараемся ориентировать команды университетских стартап-студий на качество гипотез, которые они закладывают в основу технологических стартапов», — отметил директор Департамента инфраструктурных проектов Фонда инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП) Максим Чепезубов.