Как выстроить эффективное партнерство вузов, студенческих стартапов и инвесторов? Об этом шла речь на круглом столе «Hard Talk: на стыке интересов вуз + стартап + инвестор — как выстроить эффективное партнерство?» на Всероссийском форуме технологического предпринимательства в Москве.
Открывая дискуссию, директор Департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Минобрнауки России Олег Чурилов рассказал, что сейчас в университет приходят не только за образованием и возможностью самореализации в науке. По его словам, у молодежи есть склонность к трудовой самостоятельности, реальный запрос на образование в действии, на получение навыков разработки продукта. Федеральный проект позволяет им в защищенных условиях попробовать себя в роли предпринимателей и как минимум получить ценный опыт.
Но вот готовы ли инвесторы вкладываться в студенческие стартапы, особенно на ранних стадиях?
В 2023 году падение венчурного рынка побило антирекорды, инвестиций стало на 80% меньше, чем в прошлом году, хотя количество сделок уменьшилось всего на 15%. Гендиректор компании «Дисайт», специализирующейся на аналитике венчурного рынка, Сергей Канцеров сообщил, что осторожность венчурных инвесторов в связи с мировой экономической ситуацией выросла. Но аналитики видят и перспективы. Канцеров отметил, что в то же время корпорации стали больше интересоваться вузовскими разработками, работой стартап-студий. Значимым игроком на рынке остаются частные инвесторы или бизнес-ангелы (их доля выросла с 6% до 36%) — заявил эксперт.
Если уменьшать риски для инвесторов, тогда фонды будут активнее участвовать в жизни стартапов, заявил инвестиционный директор Kama Flow Сергей Гайворонский. Одним из таких действенных инструментов является программа возмещения инвестиций частным лицам, которая позволяет бизнес-ангелам вернуть до 50% их вложений (реализуется в рамках федпроекта «Платформа университетского технологического предпринимательства»). Начальник управления по инвестициям в университетские стартапы Фонда «Сколково» Андрей Зверев рассказал, что с начала действия программы поступило 38 заявок от 18 компаний. В итоге 15 из них получили положительное заключение, 6 проектов привлекли инвестиции в размере 75,8 млн рублей, а инвесторы в три стартапа получили возмещение на общую сумму 21,4 млн рублей. Ряд проектов находится в процессе. Программа набирает обороты, потому что делает стартапы более инвестиционно привлекательными за счет снижения финансовых рисков для бизнес-ангелов.
Государство также поддерживает студенческие стартапы — грантами. По данным заместителя гендиректора Фонда содействия инновациям Алексея Антропова, в 2023 году гранты по 1 млн рублей получили 1,5 тыс. проектов, в 2024 году планируется выдача 2 тыс. Всего за полтора года работы поступило свыше 10 тыс. заявок. Ожидается, что их количество может расти в связи с внесением изменений в конкурсную документацию. Некоторые ректоры вузов и губернаторы просят вовлекать школьников и студентов ссузов.
О том, как федеральный проект реализуется в университетах, рассказали представители вузов. К примеру, в Финансовом университете при Правительстве РФ для научных руководителей проектов «стартап как диплом» запускается программа повышения квалификации, ее пройдет 10% профессорско-преподавательского состава, рассказал директор бизнес-инкубатора вуза Антон Лосев. Создаются несколько межфакультетских проектов по принципу классических акселерационных программ, когда в команде есть юрист, пиарщик, технолог, маркетолог и т. д. Открыт предпринимательский клуб, в него входит 1,3 тыс. студентов. Они подготовили 52 проекта, подавали заявки на гранты, становились резидентами бизнес-инкубаторов. Один из проектов — навигатор для слепых внутри помещений, получивший 2 млн рублей на развитие, — является социальным. Но он имеет и коммерческий потенциал: им заинтересовались представители крупных ритейлеров. В вузе планируется открыть «Предпринимательскую точку кипения».
Особую роль преподавателям в деле развития студенческих стартапов отводят в Томском государственном университете. Ассистент кафедры финансов и учета Ольга Благовещенская сообщила, что в вузе около 30% преподавателей имеют опыт предпринимательства и мотивируют своих студентов попробовать. В команды проектов, в том числе сотрудничающих со Сколково также входят преподаватели.
Своим опытом поделились и сами молодые технологические предприниматели, из числа тех, кто уже добился успеха. Гендиректор АО «Анабар» Петр Марков заявил, что многие начинающие предприниматели либо не знают про те форматы господдержки, которые существуют, либо опасаются их использовать из-за большего количества формальностей.
Основатель ООО «Матклаб» Кирилл Ласкин окончил вуз в прошлом году. Предприниматель ожидает, что в будущем оборот его компании достигнет 200 млн рублей. Признается, что ему повезло развивать бизнес и одновременно учиться, так как вуз создал для него условия. По мнению Ласкина, вуз в силах повысить инвестиционную привлекательность студенческого стартапа, став его первым клиентом. Кроме того, университеты могли бы предоставлять студентам за определенный процент услуги юристов, бухгалтеров и разработчиков — это также поддержит начинающих бизнесменов.
ООО «Арукей» производит инновационный очиститель воздуха и выходит на контракт с РЖД. Его основательница Анастасия Рычагова подчеркнула, что технологическое предпринимательство — это тяжелый труд. «Но через проект ты можешь поменять этот мир к лучшему. Со многим согласна, что здесь было сказано, поэтому мой посыл к участникам отрасли — продолжайте в том же духе, а к студентам — а вы начинайте!», — обратилась к зрителям Анастасия.
Подытоживая обсуждение, модератор Hard Talk генеральный директор Научного парка МГУ им. Ломоносова Олег Мовсесян отметил, что в новых отечественных технологиях заинтересованы и госкорпорации. Те же нефтяные компании предпочитают рисковать и вкладываться на ранней стадии в инновационные продукты российских стартапов, хотя могли бы купить китайские технологии. В связи с этим спикер подчеркнул актуальность создания совместных акселерационных программ — вуза и индустриального партнера — в которых последние ставят конкретные задачи, приглашают студентов на стажировки, дают наставников, берут молодежные команды в корпорации на внутренние проекты.