Технологическое предпринимательство — это не только про самоотверженность «гаражных» изобретателей и смелых авторов непроверенных бизнес-идей, с которыми они выходят на рынок. Энтузиазм одиночек способен зародить искру, но вот поддерживать ровное пламя экосистемы технологического бизнеса может только «тонкая настройка» образовательного процесса. Ведь предпринимательство — осязаемый предмет, которому можно научить. Что и доказывает активное развитие на российском рынке образовательных программ для технологических предпринимателей.
Российские университеты активно нарабатывают практику формирования экосистем обучения технологическому предпринимательству. Например, в Новосибирском государственном университете (НГУ) учат на экономистов, причем на экономическом факультете студенты получают также знания в области бизнеса и финансов. Но основной уклон — в академический стиль, то есть готовят здесь в первую очередь ученых. Если же будущие ученые склонны к развитию в области предпринимательства, они «мигрируют» в другую часть экосистемы — новосибирский Академпарк, технопарк с инфраструктурой для запуска инновационных бизнесов. В экосистему НГУ также входят институты Российской академии наук. Таким образом, создается общая научно-предпринимательская среда, способствующая зарождению и становлению технологического бизнеса. В итоге связка образования и технологического предпринимательства становится более осязаемой и уже отчасти не декларативной, как некоторое время назад.
В Национальном исследовательском ядерном университете «МИФИ» готовят в первую очередь инженеров-исследователей, однако для студентов, склонных к предпринимательству, действует Университетский акселератор, созданный при поддержке Росатома. Ежегодно в акселератор подаются заявки от инициаторов технологических проектов, а затем отобранные команды стартаперов (среди которых есть студенты, аспиранты и сотрудники университета) попадают в предакселератор, где им предстоит познакомиться с основами проектного управления и под руководством трекеров доработать свои идеи до уровня бизнес-идей. Затем у команд проходят еженедельные встречи с трекерами. Знания и навыки они приобретают на вебинарах и очных встречах с экспертами. По итогам акселератора, который длится девять месяцев, команды должны выпустить прототипы своих продуктов.
В Томском политехническом университете, к примеру, есть практика, когда студенты могут защитить диплом в форме стартапа. В процесс подготовки технологических предпринимателей активно включились и сотни других вузов России. Причем в создании обучающих экосистем участвуют и крупные предприятия, заинтересованные в новых технологических решениях и идеях, и технопарки, и бизнес-акселераторы. Это становится трендом российской экосистемы технологического предпринимательства. Недавно новый образовательный модуль в программу магистратуры Томского государственного университет внес партнер университета — группа компаний «ТехноСпарк» (создает с нуля и выращивает технологические бизнесы). Модуль разработан на базе опыта реализации программы предпринимательской практики #стартапдиплом, которую в «ТехноСпарке» уже 4 года проводит Edtech-стартап TEN Education. Этот модуль включает серию практико-ориентированных мероприятий от TEN Education, направленных на постановку и развитие предпринимательских компетенций. По итогам обучения успешные магистранты смогут применить полученные навыки в университетских стартап-студиях Томска или других городов. По словам генерального директора группы «ТехноСпарк» Олега Лысака, стартап-студия не работает с внешними идеями, в данном случае акселерацию проходят сами студенты. Программа нацелена на постановку и развитие предпринимательских компетенций участников и повышает их шансы на успешный трек в качестве технологических предпринимателей. Теперь университеты смогут встраивать элементы практики, которые раньше были доступны только единицам, в текущие образовательные активности. Обновленная программа проходит в два этапа: 3 месяца в университете и 5 месяцев непосредственно в «ТехноСпарке». Внутри своего вуза студентам доступны лекции, онлайн-практикумы, деловые игры, игровое имитационное обучение предпринимательской аналитике, построению карт индустрии.
Подобные программы имеют очень большое значение для студентов, решивших стать предпринимателями: наставник помогает начинающему венчуростроителю продраться сквозь первые — и обычно самые густые — «заросли» инновационного бизнеса, то есть научиться выдвигать, проверять и адаптировать к реальным условиям рынков бизнес-гипотезы, а затем формировать на их основании инвестиционные планы. Важная часть обучения — тонкости организационной работы, которая сопутствует созданию бизнеса. Таким образом, обучение бьет сразу в две цели: научить стартапера ориентироваться во внешней среде, работая с рынком и клиентами, и, с другой стороны, решать внутренние задачи (связанные и с обеспечением жизнедеятельности стартапа, и с командообразованием).
Лучшие вузы для основателей бизнеса — версии
Российские вузы начали выходить за рамки представлений о техническом образовании как о вершине того, что они могут дать студентам. Речь уже идет о широком распространении в них предпринимательской культуры и создании центров формирования нового технологического знания. Благодаря этому вузовское обучение предпринимательству (которое практикуется уже десятки лет, но по-настоящему актуальным становится только сейчас) уже не воспринимается как излишне академическое и оторванное от предпринимательской практики. Да и возможностей для обучения и даже акселерации в вузах у стартаперов всё больше. По данным Платформы национальной технологической инициативы, в 2023 году более 7,5 тыс. студенческих технологических проектов прошли акселерационные программы именно на вузовских площадках.
О растущей роли вузов в экосистеме технологического предпринимательства говорит и недавнее исследование Информационного центра «Эксперт» под названием «Рейтинг предпринимательских университетов и школ России 2023». Он частично основан на таких источниках, как Crunchbase (онлайн-платформа американского технологического издания TechCrunch, собирающая информацию о стартапах). Рейтинг подтверждает значение бизнес-акселераторов для развития технологических проектов в России. По данным Crunchbase, ФРИИ, Sber500 и iDealMachine входят в число акселераторов, лидирующих в нашей стране по объему привлеченных в стартапы инвестиций. Эти акселераторы не только дают начинающим основателям технологических проектов возможность привлекать инвестиции, но и предоставляют другие инструменты поддержки, в том числе обучающие программы.
МФТИ, по версии ИЦ «Эксперт», стал лучшей школой для основателей бизнеса. На втором месте НИУ ВШЭ, затем СПбГУ и МГУ. Значимый тренд, подтверждающий нацеленность университетов на сферу предпринимательства: впервые в этом году в рейтинг попали вузы, которые ранее имели исключительно экономическую (не предпринимательскую) направленность. Это РЭУ им. Г. В. Плеханова и СПбГЭУ.
Если оценивать объемы привлеченных выпускниками вузов инвестиций, то в рейтинге ИЦ «Эксперт» лидируют РЭШ и НИУ ВШЭ. За ними следуют МГУ, РЭУ, Московская школа управления «Сколково» и ЮФУ.
Рейтинг также лишний раз подчеркивает важность образования как такового для успеха предпринимателей. Более половины предпринимателей, входивших в анализируемую группу (4000 человек), получило техническое образование, а экономическое или бизнес-образование оказалось на втором месте по популярности.
Отдельной строкой стоит сказать о растущей роли корпоративных бизнес-акселераторов, которые открыты уже в большинстве крупнейших компаний как реального, так и финансового сектора (интерес к инновационным идеям и бизнесам примерно одинаковый и там и там) — от «Уралхима» до Сбера. Причем корпоративные акселераторы прямо заинтересованы в сотрудничестве с вузами как с источниками жизнеспособных технологических идей и решений, а главное — инноваторов с предпринимательскими задатками. Например, та же группа «ТехноСпарк» — первая российская DeepTech стартап-студия — развивается и выводит на рынок свои компании уже 12 лет. В прошлом году здесь стартовал набор на новый сезон программы предпринимательской практики. Она была обновлена и получила новую структуру и название «Акселератор предпринимательских возможностей».
Крепкая классика жанра
Классическая альтернатива крепнущему вузовскому бизнес-обучению — школы в инновационных кластерах, такие как магистратура Сколтеха. Там создана система обучения и поддержки начинающих «технопредпринимателей»: стартап-клуб, конкурсы студенческих проектов, система грантовой поддержки (впрочем, гранты предоставляются на определенных условиях). Магистратура Сколтеха создает возможности не только для погружения в теорию предпринимательского дела. Важнейшая лаборатория в ее экосистеме — это Innovation Workshops, которые здесь называют «курсом молодого бойца». Воркшопы объединяют междисциплинарные команды. Междисциплинарность позволяет создавать продукты на стыке разных областей знаний, например биохимии и математического программирования. Если нужно обучение университетского уровня, но не «сухое» классическое, а приправленное инновациями в образовании и общением в живой предпринимательской среде, Сколтех станет одной из хороших альтернатив.
Не всегда при наличии идей для бизнеса есть возможность для очного обучения. В таком случае можно выбрать онлайн-магистратуру по технологическому предпринимательству, например ту, которую совместно организовали МФТИ и Сколково. Симбиоз двух известных в мире бизнес-образования брендов вызывает по меньшей мере интерес и доверие.
Государство готово помочь
Точкой входа в технологический бизнес сегодня становятся и классические университеты в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Он нацелен на массовое обучение предпринимательству и серийное создание технологических стартапов в стенах вузов. Поддержка оказывается не только в обучении: несколько тысяч инициаторов технологических проектов уже получили денежные гранты и инвестиции в рамках этого проекта. Правда, эти возможности открыты скорее для самых молодых технологических предпринимателей, делающих первые шаги не только в бизнесе, но и в жизни в целом. Но это справедливо: им сложнее всего заявить о себе инвестиционным фондам, частным инвесторам и бизнес-ангелам. Здесь на выручку может и должно приходить государство.