Одна из сессий III Всероссийского форума технологического предпринимательства была посвящена поиску идей для студенческих стартапов
Операторы и участники федпроекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» активно взаимодействуют с бизнесом, вузами и госструктурами в рамках поиска идей для стартапов. Университетские стартап-студии готовы исследовать и развивать гипотезы — и по мере масштабирования стартап-движения в стране потребность в новых идеях будет только расти. Где и как находить работающие гипотезы обсудили эксперты и чиновники на кейс-сессии «Когда поисковик не помог: где брать гипотезы для запуска университетских стартапов» в рамках форума «Техпред 2024».
«Работая в рамках федпроекта, мы сталкиваемся с тем, что у нас генерируется значимое количество стартап-проектов», — отметил директор департамента инфраструктурных проектов Фонда инфраструктурных и образовательных программ Максим Чепезубов, добавив, что этот процесс во многом зависит от появления жизнеспособных гипотез. «Стартап-студия — это инвестиционный инструмент, который хочет и готов потреблять гипотезы», — подчеркивает он.
Директор Проектного офиса по развитию молодежного предпринимательства в образовательных организациях высшего образования Минобрнауки России Ольга Серебрянникова напомнила, что сейчас в стране действует программа «Стартап как диплом» — в ней участвуют 170 университетов, а диплом в формате стартапа защитили уже свыше 3 тыс. студентов.
«Есть сейчас запрос на формирование кросс-функциональных команд из ребят, которые могут коллаборировать и в рамках образовательного процесса отрабатывать свои гипотезы, — продолжила она. — В образовании мы должны показать, откуда вообще гипотезы появляются изначально. Нужно формировать умение „видеть“ и „делать“. Это можно сделать через развитие внеучебных практик — тренинги предпринимательских компетенций, акселерационные программы».
Директор Центра трансфера технологий и коммерциализации Новосибирского госуниверситета Александр Квашнин подчеркивает: «Технологический предприниматель должен найти конкретное применение результатов фундаментальных исследований».
По его словам, существуют разные каналы донесения проектов до студентов, например, акселераторы, курсы Scientific Agile, участие в конкурсах и др.
«Есть примеры, когда стартапы выигрывают грантовое финансирование, университет заключает с ними лицензионное соглашение на использование технологии. Например, у нас есть проект разработки технологии и модификации буроугольного сорбента», — рассказал он.
Директор проектного офиса Стартап-студии МГУ им. Огарева Антон Кузенков отметил, что одним из источников появления гипотез становится фестиваль «Технокод». Причем он проводится как в общероссийском масштабе, так теперь действует и на региональном уровне — в сентябре для студентов Ульяновской области и Республики Мордовия проходил Межрегиональный фестиваль «Технокод-13», кейсы для которого предоставили семь региональных предприятий.
«Я считаю, что фестиваль технологического предпринимательства „ТЕХНОКОД“ — это уникальный инструмент, который дает стартап-студиям идеальную модель по запуску стартапов, где у проектов уже есть готовые гипотезы и готовый заказчик», — подчеркивает Антон Кузенков.
«Идейные заначки — это проектное обучение и практикоориентированные проекты (работа по ТЗ индустриальных партнеров), есть маркетплейсы гипотез, есть аналитика (трендвотчинг, анализ сделок, анализ грантов), лаборатории и партнеры», — перечислил свои источники идей директор томского бизнес-инкубатора «Дружба» Глеб Садыков. «На первом месте — студенты. Мы делаем ставку на работу с командами. Надо искать инициативных ребят», — подчеркивает он.
«У нас 26 проектов запущены стартап-студией самостоятельно по внутренним гипотезам на базе проблем рынка, а 4 стартапа — по внешним гипотезам из экосистемы Платформы», — перечисляет генеральный директор ООО «Стартап-студия университетов Томска» Ирина Халецкая. В настоящее время внутри Платформы работает маркетплейс гипотез, где собраны как задачи с фестиваля «Технокод», так и потенциально интересные зарубежные и отечественные кейсы, отобранные профильными аналитиками.
По словам Халецкой, на примере Томской стартап-студии воронка гипотез из экосистемы Платформы работает примерно так: 400 гипотез просмотрено, 49 — взято на рассмотрение, 41 — отказ до инвестиционного комитета (ИК) или совета директоров (СД), 4 — отказ после ИК или СД, на 4 — получены инвестиции.
Важным источником гипотез становится бизнес, конкретные компании-заказчики, привлекать которых удается в том числе за счет развития технологических доменов, как внутри одной студии, так и в формате сотрудничества разных площадок внутри Платформы. «Чем больше вы общаетесь в технологических доменах с корпорациями и бизнесом — тем больше они начинают отгружать», — подчеркивает она.
«Те инструменты, которые сейчас есть в университетах, вкупе с инструментами Платформы университетского технологического предпринимательства позволяют нам повысить конверсию идей в технологические стартапы, при этом решая не только задачи федерального проекта, но и локальные задачи, которые есть в университетах», — подытожил Максим Чепезубов.