Глава Минобрнауки России Валерий Фальков встретился с участниками федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Студенты и аспиранты — стартаперы — задали волнующие их вопросы, а также поделились своими успехами в технологическом предпринимательстве.
Молодежь — ключевая составляющая инновационного потенциала. В этой связи российские университеты активно развивают экосистему для развития технологического предпринимательства.
Проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» объединяет команды единомышленников, которые создают новые продукты и разрабатывают стратегии их продвижения на рынок. Сегодня в программе участвуют 268 вузов страны.
По словам Валерия Фалькова, проект дает возможность молодым людям независимо от направления подготовки пробовать себя в предпринимательстве и получать соответствующие навыки.
«Студент в университете должен иметь возможность кроме профессионального образования, неважно на каком факультете, в каком вузе и по какой программе он учится, попробовать себя в предпринимательстве. Практика крупных компаний показывает, что зачастую не так просто разглядеть, где „зарыт“ талант. Отсюда мы поняли, что эти предрасположенности можно диагностировать. При помощи платформы студенты могут не только получить образование, но и войти в число людей, которые в буквальном смысле слова меняют мир. Потому что любой технологический проект — это новые технологии, новые продукты, новые сервисы», — обратился к собравшимся Министр.
Участник встречи, выпускник аспирантуры Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева, руководитель студенческого стартапа Роман Алексеев рассказал о своей разработке высокопреломляющих стекол и технологии записи волноводов для оптики и фотоники, которая позволяет существенно увеличить скорость передачи изображения и ускорить процесс создания микропроекционных устройств, которые используются в том числе в устройствах дополненной реальности.
«Для успеха развития технологического предпринимательства важно давать возможность максимально комфортного взаимодействия исследователей, инженеров, предпринимателей. Мы исходили из такого разделения труда. Когда эта работа грамотно сложена — проект может „взлететь“. Получается у тех, кто занимает свою позицию и понимает свои сильные стороны», — ответил Валерий Фальков.
Студентка Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Анастасия Рычагова разработала инновационный очиститель воздуха с биофильтрами для жилых помещений. «Мы назвали проект „Арукей“, что переводится как „чистый воздух“. Мы разработали новую технологию очистки воздуха с помощью биосорбента, который создан из глинистых минералов, а после упаковали очиститель в красивое дизайнерское решение — он выглядит как кашпо, в котором цветет растение», — пояснила она.
По словам Анастасии, стартаперы нуждаются в настраивании коммуникации между собой, чтобы делиться опытом и навыками в предпринимательстве.
Глава ведомства выделил площадки университетских предпринимательских «точек кипения», которые представляют собой пространства для коллективной работы студентов. Кроме того, Министр анонсировал проведение форума
В частности, на форуме будет обсуждена возможность расширения участия иностранных студентов в федеральном проекте. Отметим, что сегодня в российских вузах обучается более 390 тыс. студентов из разных стран. Дополнительные грантовые возможности, как подчеркнул Министр, сделают обучение в России еще более привлекательным.
Именно с таким запросом обратился участник стартап-студии на базе РХТУ им. Д. И. Менделеева, студент Пензенского государственного технологического университета из Египта Мансур Хамада, который работает над проектом «Биотез» — индивидуальным бионическим протезом. Уникальная программа обеспечивает проведение многочисленных сканирований конечностей в 3D-модели и выводит работу на 3D-принтер.
Валерий Фальков поинтересовался у аспиранта МГУ им. М. В. Ломоносова Алексея Моисеевского, получившего грант по программе «Студенческий стартап», на что он потратил средства гранта. Алексей, стартап которого использует разработку в области квантовой физики, поделился, что средства выигранного гранта позволят его продукту выйти на более широкий рынок. Деньги будут направлены на разработку упрощенного программного интерфейса, который сделает возможным использование его «Системы комплексного программного моделирования квантово-вычислительных решений» не только специалистом-физиком, но и просто квалифицированным аналитиком или разработчиком.
Также на встрече студент Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова Матвей Чигирин рассказал, что создал стартап UMAP, продуктом которого является интерактивная карта навигации внутри помещений. Приложение может обеспечить навигацию на территориях многофункциональных кампусов мирового уровня, строительство которых планируется в российских регионах, заметил он. В свою очередь Министр пригласил Матвея и Анастасию Рычагову принять участие в совещании по кампусам, где они смогут представить свои разработки экспертам.
В завершение встречи глава Минобрнауки поблагодарил всех ребят за участие и отметил, что подобные встречи должны стать регулярным форматом взаимодействия.
Напомним, федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» помогает раскрыть потенциал студентов, аспирантов и сотрудников вузов, а также создать инновационные решения и вывести их на рынок.
За первый год реализации проект охватил 72 российских региона. Более 30 тыс. студентов и сотрудников вузов прошли тренинги предпринимательских компетенций, а 170 тыс. — прокачали свои проекты и бизнес-идеи в рамках акселераторов и предпринимательских «точек кипения». Стартовала грантовая программа «Студенческий стартап», по ней в 2022 году отобрана 1000 проектов-победителей, каждый получил по 1 млн рублей.
Открылись 19 университетских стартап-студий. Если студенту нужно время, чтобы проверить свою технологическую идею, он может взять академический отпуск на создание стартапа. При поддержке государства на базе образовательных организаций высшего образования строится полноценная система развития предпринимательского потенциала обучающихся.