Проект иконописной мастерской «Зографъ» в Удмуртии стал одним из победителей в треке «Креативные индустрии» конкурса «Студенческий стартап», который проводится Минобрнауки России и Фондом содействия инновациям в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Автор Евгений Прокопьев, студент Удмуртского государственного университета, получил 1 млн рублей на реализацию своего проекта.
Прокопьев родился в семье священника и с детства увлекался рисованием. Со временем он решил превратить увлечение в профессию и поступил в Московскую духовную академию на иконописный факультет. Мысль создать собственный стартап пришла к Евгению на тренинге повышения предпринимательских компетенций, который он посетил, получая дополнительное образование в Удмуртском государственном университете. Основная идея — воссоздать и постановить на поток производство икон в стилистике XII–XVI веков с использованием техники яичной темперы и натуральных минеральных пигментов.
«Иконы, написанные на заказ, покупают те, кто хочет оставить что-то после себя детям, передавать из поколения в поколение. Это те, кто ценит ручной труд. Никакая напечатанная полиграфическим способом икона никогда не сравнится с рукописной», — рассказывает он, добавляя, что часто заказывают так называемые венчальные пары или мерные иконы — такие пишутся по высоте ребенка и дарятся ему при крещении.
Стартап Евгения — семейный. Он развивает проект совместно с женой Анной, которая также занимается иконописью. Вместе они провели анализ рынка, который показал, что в Удмуртии и близлежащих регионах всего две подобных мастерских плюс разбросанные по территории частные авторы.
Средний чек за икону, написанную на заказ — около 20 тыс. рублей. В месяц один художник может написать от 3 до 6 икон. Но в отличие от большинства современных мастеров, которые пользуются акриловыми красками, Прокопьевы работают в стилистике XII–XVI веков, используя технику яичной темперы и натуральные минеральные пигменты.
Затраты на открытие полноценной площадки они оценили чуть больше чем в 550 тыс. рублей, на окупаемость планируется выйти через год. Заказчики в основном приходят из социальных сетей, куда живописцы выкладывают работы, или с помощью «сарафанного радио».
Благодаря проработанному бизнес-плану проект иконописной мастерской вошел в число 1000 студенческих стартапов со всей России, которые получили гранты по 1 млн рублей в рамках конкурса «Студенческий стартап» Платформы университетского технологического предпринимательства.
На полученные средства гранта Прокопьевы планируют снять помещение и нанять еще нескольких мастеров. Кроме этого, в мастерской они собираются проводить мастер-классы по иконописи. Есть и другие идеи по диверсификации бизнеса: делать доски для икон, ювелирные украшения православной тематики и церковную утварь.
Креативные индустрии — одно из направлений развития стартапов, которые поддерживает Платформа университетского технологического предпринимательства. В него входят проекты в области архитектуры и урбанистики, графического, промышленного дизайна и дизайна цифровых систем, IT и видеоигр и другие. Другие векторы работы Платформы — новые материалы, индустриальные и энергетические технологии, роботехника и многое другое.
Конкурс «Студенческий стартап» запущен для развития предпринимательских компетенций среди студентов. Оператором выступает Фонд содействия инновациям.