Создание собственной научной системы оценки качества вузов в рамках БРИКС, учреждение международной олимпиады «большой пятерки» и возможность участия студентов из государств — членов объединения в российских проектах: студенческий стартап и карбоновые полигоны обсудили в Южно-Африканской Республике министры образования стран БРИКС.
Юбилейное десятое заседание стало первой после пандемии встречей в очном формате, посвященной вопросам науки и образования. Руководители профильных ведомств стран объединения обсудили реализацию национальной политики по приоритетным тематикам: изменение климата, обучение новым компетенциям, развитие предпринимательства.
Российскую делегацию возглавил заместитель главы Минобрнауки России Константин Могилевский. Он отметил, что место проведения встречи очень символично. Мероприятие организовано в известном национальном парке Крюгер, в котором можно встретить прославленную «большую пятерку» животных. В свою очередь страны БРИКС олицетворяют «большую пятерку» на международной арене.
Демонстрируя готовность отстаивать суверенные национальные интересы и играть значимую роль в глобальных процессах, мы совместно строим общее будущее на основе равноправного партнерства. И мы видим, что такой формат вызывает интерес и отклик среди многих государств вне нашего объединения.
Участие иностранных студентов в российских технологических и образовательных проектах
Заместитель Министра представил федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», который предусматривает в том числе грантовую поддержку для реализации стартапов на площадках университетов. В 2022 году грант в 1 млн рублей на развитие бизнес-проектов получила 1000 студентов. В этом году финансовую поддержку получат уже 1500 обучающихся. Программа предусматривает возможность участия и иностранных студентов. Минобрнауки России приглашает студентов из стран БРИКС воспользоваться такой уникальной возможностью и присоединиться к программе в рамках учебы в российских вузах.
Константин Могилевский отметил, что вместе с ростом глобальной производственной экономики встают вопросы по уменьшению выбросов углекислого газа в атмосферу и декарбонизации разных отраслей.
Реализация образовательных программ в области низкоуглеродного перехода может стать одним из новых востребованных направлений подготовки и в рамках Сетевого университета БРИКС. Сегодня 4 из 12 российских вузов — участников Сетевого университета БРИКС являются частью проекта по карбоновым полигонам. Их опыт и практические наработки будут востребованы среди вузов-партнеров БРИКС для реализации уникальных сетевых образовательных программ по экологической тематике.
Создание научной системы оценки качества вузов в рамках БРИКС
В текущем году в образовательной повестке появилось место не только традиционным, базовым вопросам образования, но и совершенно новым, трендовым темам и инициативам. Так, на встрече министров было единогласно поддержано предложение Южной Африки о создании механизма оценки университетов стран БРИКС с учетом особенностей систем образования государств-участников.
В условиях текущей международной конъюнктуры западные страны — операторы международных рейтингов навязывают вузам собственные, зачастую несправедливые модели оценки образования, при этом ориентируясь на количественные показатели, а не качественные. По мнению российской стороны, сложившаяся ситуация диктует необходимость создания собственной научной системы оценки качества вузов в рамках БРИКС, очищенной от ряда спорных компонентов, таких как количество публикаций в международных научных журналах, штаб-квартиры которых находятся в западных странах.
Российская Федерация также выступила за создание общей нормативно-правовой рамки по признанию квалификаций.
Учитывая совместную образовательную деятельность в рамках Сетевого университета БРИКС, назрел вопрос о снятии имеющихся административных барьеров для продолжения обучения в странах БРИКС.
Международная олимпиада стран БРИКС
Заместитель Министра отметил, что Минобрнауки России заинтересовано в наращивании академической мобильности в рамках объединения. Важным шагом в данном направлении может стать учреждение международной олимпиады стран БРИКС. Она откроет новые возможности для талантливой молодежи объединения, будет способствовать развитию творческой активности и исследовательской деятельности студентов. Победители и призеры олимпиады смогут на бесплатной основе пройти обучение в любом университете стран БРИКС.
По словам Константина Могилевского, данная инициатива требует дополнительной проработки, но российская сторона намерена обеспечить ее реализацию в период своего председательства в БРИКС в 2024 году.
Итогом встречи стала декларация, которая определила приоритеты развития объединения по линии образования на ближайшую перспективу. Следующая встреча Министров образования стран БРИКС состоится в Российской Федерации.