Российских Илонов Масков будут взращивать в вузах. Науке и бизнесу предстоит преодолеть языковой барьер

Российских Илонов Масков будут взращивать в вузах. Науке и бизнесу предстоит преодолеть языковой барьер

Россия годами зависела от импорта оборудования и готовых решений, инновационная система в РФ стала «разомкнутой». При этом Россия отстает от других стран по частным вложениям в научные исследования и разработки (НИОКР). Чтобы это исправить, науке и бизнесу нужно преодолевать языковой барьер: ученым — учиться мыслить как предприниматели, предпринимателям — вникать в тонкости науки. Такие задачи обозначили в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). Искать и взращивать своих Илонов Масков предлагается в университетах. Вузы — идеальная площадка для старта бизнеса, сообщили «НГ» в Минобрнауки.

Для обеспечения технологического суверенитета в стране не обойтись без корректировки подходов и к образованию, и к науке, и к бизнесу. Ведь каждая технологическая новация — это результат деятельности множества групп: ученых, которые трудились над фундаментальными исследованиями, разработчиков, которые прикладывали идеи ученых к реальной жизни, технологических предпринимателей, сумевших разработку коммерциализировать, обеспечив ей массовое применение. Без всех этих усилий «технологический суверенитет» рискует стать лишь абстракцией.

И в этом контексте одна из задач, стоящих перед участниками инновационной деятельности, — это преодоление так называемых языковых барьеров, сообщили эксперты ЦМАКП в презентации, посвященной технологическому суверенитету. Потому что сейчас важный ограничитель развития — «глубокое и фундаментальное взаимонепонимание» между инженерами, с одной стороны, и менеджерами, собственниками компаний — с другой, считает руководитель направления ЦМАКП Дмитрий Белоусов. Так что, по его словам, крайне важно обеспечивать «взаимную адаптацию образований и культур»: инженер должен мыслить в категориях «эффективности», менеджер — понимать инженерные и естественно-технические возможности и ограничения.

Важно это в том числе потому, что российская инновационная система «разомкнута». Как ранее поясняли эксперты ЦМАКП, значительные — на уровне европейских стран — российские госрасходы на НИОКР долгое время почти не приводили к отдаче от рынка технологий внутри страны. Они работали на конкурентоспособность других экономик: там специалисты с предпринимательской жилкой упаковывали идеи ученых в востребованный продукт и на новом витке нам же и продавали в виде готовых решений.

Причем и отечественному бизнесу до определенного момента — пока не грянули санкции — было и проще, и выгоднее импортировать оборудование, технологии вместо того, чтобы вкладываться внутри страны в соответствующие исследования и разработки, беря на себя все риски.

В итоге несколько лет назад в мировом рейтинге 2500 компаний с наибольшими объемами вложений в исследования и разработки именно российских компаний оказалось только две, сообщил «НГ» замдиректора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов. «У стран с близким уровнем развития их часто значительно больше. У Турции — семь, у Тайваня — 85», — сказал эксперт.

«Следует отметить, что доля вложений в НИОКР относительно ВВП со стороны государства в России находится на уровне мировых лидеров, а доля частного бизнеса кардинально отстает, капиталы уходили за рубеж», — добавил Миронов, сославшись на статистику Организации стран экономического сотрудничества и развития. «Несмотря на то что государство финансово довольно активно поддерживает НИОКР, без сопутствующего развития НИОКР со стороны бизнеса рост экономики замедляется», — предупредил Валерий Миронов.

«Число технологических компаний на душу населения в России пока существенно ниже, чем у большинства развитых и крупных развивающихся стран: 29-е место из 34, — сообщил при этом директор Центра экономической географии и регионалистики РАНХиГС Степан Земцов. — Если в США сконцентрировано около 44% таких компаний, то в России — около 0,6% от выборки. Даже в Москве плотность стартапов в разы ниже, чем в глобальных городах-лидерах: Сан-Франциско, Нью-Йорке, Лондоне, Шанхае, Бостоне».

Для воплощения в жизнь лозунга «сделаем все в России» стране действительно необходимы уникальные люди, сочетающие в себе предпринимательские и инженерные компетенции, согласился он. Но где искать, скажем так, отечественных Илонов Масков, где выращивать технологические стартапы, способные превращаться в «единорогов», меняющих облик целых отраслей?

Как сообщили «НГ» в пресс-службе Минобрнауки, идеальная площадка для старта бизнеса — вузы: они обеспечивают сочетание и наукоемкой среды, и человеческого капитала, и лабораторно-технической инфраструктуры. «А период студенчества — время проб, поиска, генерации смелых идей», — уточнили в ведомстве Валерия Фалькова.

Для развития системы подготовки технологических предпринимателей Минобрнауки с 2022 года запустило федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства». В рамках федпроекта реализуются инициативы, направленные на вовлечение максимального числа студентов в технологическое предпринимательство и создание стартапов. Инициативы федпроекта в 2022–2023 годы охватили более 300 университетов из 78 регионов РФ, в мероприятиях приняли участие более 320 тыс. человек.

В частности, как сообщается, в вузах проводились тренинги предпринимательских компетенций, открывались «Предпринимательские точки кипения», реализовывались акселерационные программы поддержки, создавались университетские стартап-студии. И допустим, для участия в акселерационных программах 90 тыс. человек разработали 11 тыс. стартап-проектов, а по итогам деятельности университетских стартап-студий в 2022–2023 годах было создано более 240 университетских стартапов и стартап-проектов.

Упомянутый федеральный проект — составная часть госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ». Как сообщил накануне вице-премьер Дмитрий Чернышенко, с 2022-го она стала крупнейшей госпрограммой с ежегодным объемом финансирования около 1,2 трлн руб. «Для достижения технологического суверенитета России все инструменты госпрограммы были актуализированы», — сообщил Чернышенко, уточнив, что фактически в стране создана единая вертикаль управления научно-технологическим развитием, которая охватила не только науку, но и высшее образование.

Эксперты соглашаются с тезисом о важности вузов. «Центрами зарождения стартапов в мире часто становятся университеты, научные центры и исследовательские отделы корпораций — компании-инкубаторы», — пояснил Земцов. Валерий Миронов указал на важность университетов, растущих на основе крупных межрегиональных производственных кластеров, что «с учетом географических особенностей (большой территории) может иметь особую важность для российской экономики».

Начинать первые погружения в технологическое предпринимательство можно уже со старших классов школы, но «основная работа по взращиванию как самих технологических предпринимателей, так и перспективных стартапов может быть организована в вузах при поддержке региональных и федеральных центров инновационного развития», уточнил руководитель департамента АНО «Платформа НТИ» Сергей Синегубкин.

Однако важный момент: помимо современных вузов с инфраструктурой и наставниками для амбициозных и талантливых студентов необходима — еще шире — и особая среда, в которой смогут взаимодействовать как ученые, так и бизнесмены, формируя прорывные команды. «Должны быть выстроены плодотворные условия: интересные задачи и вызовы глобального масштаба и значимости для страны, для окружающих и для себя самого», — отметил советник ректора Университета НТИ 2035 Олег Подольский.

И самое главное — вся эта инновационная среда должна предполагать в том числе стимулы для вложений в НИОКР, эффективную работу общеэкономических институтов, определенные гарантии государства, формирующие уверенность в завтрашнем дне и улучшающие деловой, а значит, и инновационный климат.


СПРАВКА

Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» (ПУТП) направлен на массовое вовлечение обучающихся в технологическое предпринимательство и серийное создание технологических компаний в стенах университетов. Федеральный проект реализуется Минобрнауки России при участии ведущих институтов развития страны.

За 2022–2023 годы федеральный проект охватил 78 российских регионов. 85 тыс. студентов прошли тренинги предпринимательских компетенций, 280 тыс. — прокачали свои проекты и бизнес-идеи в рамках акселераторов и «Предпринимательских Точек кипения». Открыты 22 университетские стартап-студии. По грантовой программе «Студенческий стартап» 2500 проектов получили по 1 млн рублей. Для частных инвесторов действует программа возмещения части инвестиций, по ней государство возвращает до 50% средств, вложенных в университетский стартап.

Контакты пресс-службы