Аналитический центр «Эксперт» и Уральский федеральный университет подготовили рейтинг предпринимательских университетов и бизнес-школ 2023.
Рейтинг является частью комплексного проекта, запущенного в 2016 году для оценки изменений в сфере науки и образования. В рамках проекта его авторы ежегодно оценивают публикационную активность российских университетов, их способность создавать и внедрять инновации, а также выпускать технологических предпринимателей мирового уровня. По мнению экспертов, одним из источников информации для составления рейтинга могут быть данные федпроекта «Платформа университетского технологического предпринимательства».
Исследование 2023 года охватывает 4079 предпринимателей с российским образованием. Они основали 4342 технологических стартапа за последние 15 лет (2009–2023 гг.). Совокупный объем привлеченных инвестиций активных стартапов составил около $25 млрд. Порядка 12% стартапов за этот период закрылось.
Предприниматели с российским образованием из базы авторов рейтинга окончили 467 российских вузов и разъехались по 80 странам. Усредненный представитель выборки — мужчина 40 лет, который основал стартап после 30 лет и сменил более трех рабочих мест.
Новая роль вузов
Университетам предстоит научиться грамотно встраиваться в экосистему технологического предпринимательства, а для этого необходимы новые инструменты оценки, считает первый проректор Уральского федерального университета Сергей Кортов: «Мы убеждены, что университетам необходимо развивать методологические подходы к оценке их роли в становлении технологического предпринимательства. А эта роль меняется в том числе и под влиянием стимулов со стороны государства. К примеру, с прошлого года заработала Платформа университетского технологического предпринимательства. Одним из ее направлений является создание технологических стартапов с помощью грантов. Наши студенческие команды имеют возможность получать гранты по 1 млн руб. на создание технологических стартапов.
В результате у университетов появился совершенно новый функционал, которого раньше не было. Это финансирование технологических проектов на ранних стадиях. С этим функционалом университеты должны правильно встроиться в российскую экосистему технологического предпринимательства. Раньше наша основная цель была в том, чтобы найти пути интеграции с мировой системой науки и инноваций. Теперь речь идет о том, как наши инициативы внутри вузов будут развивать экономику России. И мне кажется, что рейтинги должны отражать эту сторону деятельности университетов.
В будущем, на мой взгляд, необходимо в системе рейтингов найти инструменты измерения активности по созданию и развитию стартап-студий. Пока мы все только пытаемся опытным путем выстроить модель: какие проекты финансировать, до какого уровня развития поддерживать идеи, как взаимодействовать с портфелем проектов стартап-студий и так далее. По моему мнению, место университетов в экосистеме российского технологического предпринимательства необходимо популяризировать и развивать. И это можно делать с помощью рейтинга.
Кроме того, нам всем вместе нужно подумать над созданием российской базы данных. Без наличия российского источника объективной и полной информации о российских стартапах и их развитии, мы не сможем получить объективную картину. А она нам нужна. Сейчас именно стартапы по многим направлениям закладывают траекторию технологического развития на долгосрочном горизонте. Мы все находимся на пороге большого перехода на новый уровень участия вузовской науки в технологическом развитии страны. И университетскому сообществу предстоит тщательно проработать свою роль, чтобы достойно о себе заявить и активно развиваться в новом направлении».
Лучшие школы основателей
В основной рейтинг текущей волны исследования вошли 49 вузов из 16 городов. Лидирующая позиция досталась МФТИ, выпускники которого основали более 250 стартапов с совокупными инвестициями $3,387 млрд. Прошлогодний лидер расширенного рейтинга НИУ ВШЭ занимает второе место с небольшим отрывом от СПбГУ и МГУ.
Помимо представителей вузов экономического профиля, в рейтинг впервые вошли недавно созданный Уфимский университет науки и технологий, РГУ нефти и газа, СПбГУТ и Московский государственный лингвистический университет.
Срез по экономическому и управленческому образованию сокращен на одну позицию и представлен 18 вузами из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска и Екатеринбурга. Традиционно в срез включаются вузы, в которых основатели стартапов получали образование по направлениям экономики, бизнеса и управления. В первой десятке крайне мало сдвигов по сравнению с прошлым годом. В тройке лидеров — ВШЭ, РЭУ им. Г. В. Плеханова и МГУ. РЭШ опустилась на седьмое место, СПбГУ — на десятое. До 11-го места поднялся МИРБИС. Впервые в рейтинг был включен Новосибирский экономический университет, занявший 15–16-е места наравне с ИТМО.
РЭШ и НИУ ВШЭ лидируют в срезе по объему привлеченных их выпускниками инвестиций ($1,95 млрд и $1,76 млрд соответственно). С большим отрывом третье место занимает МГУ, далее идут РЭУ, МШУ «Сколково» и ЮФУ.
Стартап-экосистемы
Запрос на технологии, способные решать критически важные задачи в промышленности и социальной сфере, вырос кратно. Ответить на этот вызов могут в том числе и технологические предприниматели. Но их должно быть много. Чтобы повысить интерес выпускников вузов к этому виду деятельности, правительство РФ и запустило федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства». Одно из направлений проекта — создание студенческих стартапов с помощью грантов.
Заместитель директора департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Минобрнауки РФ Виктория Маковеева видит несколько направлений работы в рамках федерального проекта. «Во-первых, нужен комплекс мероприятий по вовлеченности студентов в технологическое предпринимательство. Это различного рода тренинги, направленные на развитие предпринимательских компетенций. Большую роль играют акселерационные программы, в прошлом году 151 акселерационная программа была реализована различными университетами. Сейчас более 300 университетов активно вовлечены в развитие технологического предпринимательства. Во-вторых, следует активизировать работу по созданию стартапов внутри университетов. Определенные успехи у нас уже есть. Но главная задача сейчас заключается в том, чтобы создать комплексную экосистему развития технологического предпринимательства».
По мнению вице-президента НИУ «Высшая школа экономики» Ирины Карелиной, в рейтингах должны быть показатели, которые оценивают движение к целям научно-технологического суверенитета страны: «Очень важно также не забывать о позиционировании вузов в глобальном пространстве. Тем более что международные рынки не сужаются, несмотря на санкции. Среди 200 стран мира 144 являются для России дружественными или нейтральными. Мне кажется, что нам нужно как можно четче продумать позиционирование рейтинга предпринимательской активности университетов АЦ „Эксперт“, как внутри страны, так и на внешних рынках. Это инструмент глобального продвижения результатов работы российских исследователей и предпринимателей. При этом я еще раз призываю сообщество подумать над созданием интегрального рейтинга, в котором были бы увязаны все три элемента — исследовательская, изобретательская деятельность и способность университетов генерировать технологических предпринимателей.
Главным ограничением при разработке новой модели, по словам Ирины Карелиной, является отсутствие данных о российских стартапах: «Доступ к международным базам, которые использовались для формирования рейтингов, либо ограничен, либо закрыт. Для продолжения рейтингования необходимо определяться с источниками данных».
Необходимость в корректировке методики рейтинга видит и Виктория Маковеева и предлагает выход: «Возможно, одним из источников информации мог бы стать федеральный проект „Платформа университетского технологического предпринимательства“, потому что сюда стекается информация по всем стартапам федерального проекта, которые создаются в университетах».