Инициатором мероприятия выступил Уральский федеральный университет.
На площадке УрФУ прошел двухдневный семинар «Лучшие практики коммерциализации инноваций в вузе», актуальный для профессионалов, занимающихся технологическим предпринимательством.
Семинар, который был проведен в смешанном формате докладов и открытой дискуссии, открыл директор проектного офиса федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» Дмитрий Алексеев.
«Радует, что университеты берут в свои руки инициативу по запуску модели технологического предпринимательства. Мы работаем в рамках федерального проекта „Платформа университетского технологического предпринимательства“, стремимся раскрыть потенциал нашей молодежи в данной области. Перед нами стоит грандиозная задача — до 2030 года вырастить более 30 тыс. технологических предпринимателей, которые запустят, как минимум, 30 тыс. технологических проектов. Проект — это трансформация классического предпринимательского образования. В основе заложен комплексный подход к оценке предпринимательских компетенций. Радует, что этот процесс поддерживается на региональном уровне. Также важно, что в работе участвует бизнес — в институте технологических проектов должны участвовать региональная власть, университеты и предприниматели», — приветствовал участников семинара директор проектного офиса федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» Дмитрий Алексеев.
Стоит отметить, что УрФУ как региональная площадка реализует ряд направлений «Платформы университетского технологического предпринимательства»: тренинги предпринимательских компетенций проходят в 13 вузах региона, ежегодно проводится акселерационная программа Startup Guide, кроме того, благодаря усилиям инноваторов в университете работает Предпринимательская точка кипения и Стартап-Студия УрФУ. Благодаря реализации «бесшовной» системы поддержки в орбиту технологического предпринимательства за период 2021–2023 годов в рамках работы «Платформы университетского технологического предпринимательства» были вовлечены более 16 тыс. студентов.
В ходе семинара представители высших учебных заведений региона и индустриальные партнеры поделились опытом работы в сфере технологического предпринимательства, создания успешных стартапов, реализации акселерационных программ, трансфера технологий, коммерциализации РИДов.
Особая тема — вовлечение ученых-авторов открытий в команды стартап-проектов.
«Ученые, которые занимаются наукой, посвящают себя, прежде всего, именно науке. Но если из научного открытия может вырасти бизнес-гипотеза для формирования стартапа, то актуализируется роль технологического лидера. Это не ученый, а управленец, который хочет посвятить себя развитию технологического предпринимательства. В команду стартапа обязательно входит представитель научной школы, который выполняет функцию эксперта, консультанта, инженера — и, конечно, техлидер. Успех проектов — в том, чтобы сформировать группу, заинтересованную в реализации гипотезы. Мотивация для ученого — в том, что он не отвлекается на организационные вопросы, поиск индустриальных партнеров и финансирования, но при этом его разработка воплощается в жизнь», — рассказала заместитель первого проректора УрФУ Надежда Терлыга.
По опыту УрФУ, на основе запросов индустриальных партнеров формируются смешанные эффективные команды, состоящие из студентов и молодых лидеров компаний-заказчиков, что повышает степень выживаемости и успешности стартапов. По оценке участников мероприятия, партнерство университетов и индустрии взаимовыгодно: стартапы нуждаются в технической поддержке предприятий и ознакомлении с актуальными для промышленников задачами, в свою очередь, партнеры из реального сектора экономики высоко ценят уровень научной квалификации представителей университетов и инициативность технологических лидеров.
«Мы по-разному выстраиваем отношения с индустриальными партнерами. Как университет мы готовим кадры для предприятий, разрабатываем НИОКРы. Инновационная инфраструктура УрФУ проводит корпоративные акселераторы, создает команды инновационных стартапов, активно работающих с предприятиями. Еще один формат инновационной работы — инженерно-внедренческие центры, такие, как Инжиниринговый центр цифровых технологий машиностроения (ИЦЦТМ), который выполняет заказы, к примеру, для КАМАЗа», — отметила Надежда Терлыга.
Кроме того, в ходе семинара обсуждалась и работа уникальной структуры — «Уральского технологического альянса», в который на данном этапе вошли 11 университетов, чьи представители приняли активное участие в семинаре. Задачи Консорциума — создание уникального для региона формата работы в сфере технологического предпринимательства, обмен опытом и сотрудничество университетов, раскрытие предпринимательского потенциала молодежи, подготовка профессионалов в области технологического предпринимательства, обеспечивающих выполнение задач федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства».