Сеть университетских стартап-студий (УСС) в России создана, активно функционирует и разрастается. Сегодня это 21 студия в 8 федеральных округах, а к 2030 году их станет не менее 50. УСС уже сформировали идеологию, подходы и работающую структуру, теперь они выстраивают более сложные цепочки взаимодействия с индустриальными партнерами и другими операторами федпроекта.
То, как недавно созданные институты развития превращаются в единую экосистему университетского техпреда, можно было наблюдать на сессиях Программы дополнительного образования «Стартап-студии: техники развития стартапов как структур кооперации», которые проходили в Санкт-Петербурге.
Стартапы и домены
«Самым главным результатом деятельности университетских стартап-студий в развитии технологического предпринимательства в стране стала их эффективность: менее чем за 3 года в таких студиях появилось 295 стартапов», — подчеркнула заместитель руководителя проектного офиса федпроекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» (ПУТП) Ирина Маркова.
Стартапы внутри УСС делятся по технологическим доменам и развивают экспертизу и компетенции в определенных областях знаний. Так, в регионах России возникают кластеры стартапов в определенных специализациях, которые облегчают коллаборацию в развитии предпринимательства.
Например, Приволжский федеральный округ, где сегодня работают уже 5 стартап-студий — в Нижнем Новгороде, Саранске, Оренбурге, Набережных Челнах и Уфе — лидирует по числу стартапов в таких доменах как «Приборостроение» (24 из 72), «IT/ИИ» (21 из 63), «Биотех» (16 из 52), «Химия» (13 из 32) и БАС (5 из 16).
Северо-Западный ФО, где запущено три стартап-студии в Санкт-Петербурге и Калининграде, опережает всех по числу стартапов в домене «Медицина» (12 из 34).
Северо-Кавказский округ, где работает пока одна стартап-студия в Грозном, в лидерах по «Возобновляемой энергетике» (3 из 7 стартапов) и «Интернете вещей» (3 из 10), а также вместе с Сибирским и Южным округами в числе создателей стартапов в домене «Роботы».
По словам Ирины Марковой, объединение компетенций позволит УСС ускорять свои шаги на рынке.
Заместитель директора Департамента развития технологического предпринимательства Министерства науки и высшего образования РФ Виктория Маковеева отмечает: «По результатам общения с некоторыми представителями стартап-студий видно, что они уже четко понимают специфику проектов и возможные направления кооперации. Им важно не бояться взаимодействовать между собой, с индустриальными партнерами, институтами развития и со структурами, у которых есть глобальный опыт в этом вопросе, такими как Фонд инфраструктурных и образовательных программ».
«Фактически сейчас основные задачи — это определиться с технологическими доменами, в которых могут работать стартап-студии с учетом имеющихся компетенций, а также научиться выстраивать внутрисетевые технологические цепочки», — добавила она.
Вызовы и задачи
Сами руководители стартап-студий своей главной задачей видят перевод научных гипотез и исследований в область практического применения. И понимая важность и в перспективе — коммерческую выгоду от такого подхода, к своим проектам и студентам относятся ревностно.
«Самый главный вызов – это проблема коммерциализации тех научных идей, которые существуют в университете, – отмечает директор стартап-студии «РОСБИОТЕХ» (Москва) Михаил Груздев, – наш университет очень богат на разработки, но я думаю, что это не только нашего университета проблема: научники не умеют работать с рынком. Они не всегда даже на старте работы над какой-то гипотезой понимают, как это сделать, чтобы это было рынку интересно. Поэтому наша задача, как стартап-студии, как раз в том, чтобы на ранней стадии формирования гипотезы внутри университета она получала рыночное направление – отслеживать, чтобы она двигалась в рыночном направлении»
«В этом году мы отстраиваем технологию “выращивания” стартапов, – говорит руководитель стартап-студии ДВФУ Илья Ковалев, – Одно дело придумать идею, а другое – заниматься уже операционной и стратегической работой. Мы разобрали всю технологию “выращивания” стартапа, утвердили её как внутреннюю методологию работы – и сейчас выстраиваем её в виде процедур и разноуровневого менеджмента относительно созданных технологических компаний».
«Главная цель стартап-студии — подобрать инновацию и скомбинировать финансы, коллектив, инфраструктуру и индустриального партнера как эксперта и как площадку, — уверен генеральный директор стартап-студии БФУ (Калининград) Дмитрий Омельянович. — Часто гипотеза может разбиться о то, что она преждевременна, хотя и очень хороша. Либо она на рынке представлена, либо она, по большому счету, не нужна и индустрия в ней просто не нуждается. Поэтому индустриальный партнер нужен нам для того, чтобы тестировать те прототипы, которые будут изготовлены либо сейчас уже изготавливаются в рамках существующих стартапов».
Глава стартап-студии Астраханского государственного университета Вячеслав Рыбакин полагает, что сложившейся экосистеме «не хватает участия непосредственно того административного персонала, который является руководящим в вузе».
«Если мы в сети стартап-студий уже друг друга все знаем, делимся опытом и набиваем свои шишки, то нам параллельно приходится работать еще внутри вуза и им (преподавателям, профессорам, научным руководителям и администрации) объяснять, что это и для чего. Когда эта история идет от нас изнутри, они смотрят на это скептически, а вот если бы эта история шла сверху, наверное, это дало бы свои плоды», — предположил он.
Генеральный директор стартап-студии Оренбургского госуниверситета Антон Ряховский настроен более оптимистично: «Наша главная задача — быть переводчиком или строителем мостов между пониманием и подходами, связанными с научной деятельностью, и с теми подходами, которые есть у реального сектора, у бизнесменов и предпринимателей. Наша задача — подружить, перевести друг другу эти термины и понятия, чтобы они друг друга услышали и произошла синергия, направленное взаимодействие. Я это вижу одной из приоритетных задач».
Интенсивы ДПО были организованы для университетских стартап-студий отбора 2022 и 2023 года федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства».