О молодежном техпредпринимательстве: интервью директора Департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Минобрнауки РФ Олега Чурилова

На фото: Олег Чурилов, директор Департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
На фото: Олег Чурилов, директор Департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
О молодежном техпредпринимательстве в выездной студии Петр Уваров беседует с директором Департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Олегом Чуриловым.

— Петр Уваров с «Технопрома», дорогие друзья! Продолжаем нашу трансляцию с 11-го Форума технологического развития. Здесь здорово, как вы уже слышали, все хорошие люди здесь. Почему вы не здесь, мы не знаем, пора бы уже приехать. У нас в студии директор департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Министерства науки и высшего образования Российской Федерации Олег Чурилов. Олег, здравствуйте, рады вас приветствовать.

— Петр, здравствуйте! Здравствуйте, уважаемые радиослушатели!

— Бодро вы, сразу заряжаете на техпредпринимательство, и это правильно. В одном из интервью вы говорили, что 42% студентов о техпредпринимательстве мечтают. Я так понимаю, что те инициативы, которые сейчас реализуются с вашей помощью, с помощью ведомства, они призваны эту мечту удовлетворить. Давайте поговорим о молодежном техпредпринимательстве и о той механике, которая существует сейчас для того, чтобы этим предпринимателем стать. Известно, что умной головы недостаточно, надо что-то еще. Что?

— Конечно. И если мы говорим про этих ребят, которые, как вы, Петр, сказали, мечтают, то они скорее видят себя основателями собственного бизнеса в ближайшее время после окончания университета или во время обучения. Для того, чтобы это делать, им нужны инструменты: умения, навыки. И эти инструменты государство через федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства», который реализует Минобрнауки, ребятам дает.

Это федеральный проект, который был запущен два года назад. Целью его является сделать университеты местом, где рождаются технологические стартапы, и дать ребятам, студентам, преподавателям и даже выпускникам попробовать себя в шкуре технологического предпринимателя: сделать реальную компанию с реальными деньгами в защищенных условиях, используя инструменты государства. Примерно так.

— Слушайте, ну вы просто бальзам проливаете! Потому что когда мы слышим словосочетания «реальные деньги», «реальная компания», я думаю, очень многие загораются. А как это выглядит на практике? Ну, условно, вот студент, он из тех 42%, которые мечтают стать техпредпринимателями. У него есть идея, а может быть, уже прототип. Что происходит с ним дальше, благодаря этой платформе, чтобы его прототип встал на конвейер? Как это выглядит, кухня?

— Вы только одну ситуацию описали, Петр. Давайте попробуем посмотреть различные пути. Например, у студента ничего нет, есть мечта и желание. Он может прийти на тренинги предпринимательских компетенций. Это деловые игры, которые проводятся в университетах, и где в течение дня человек может примерить на себя шкуру технологического предпринимателя, занять определенную позицию в игре. И решить, насколько ему подходит эта роль и деятельность. Может, ему проще быть инженером, например, или вообще реализовываться где-то в другой сфере. И эта возможность попробовать, она дорогого стоит. У нас — об этом я расскажу чуть позже, есть стартап-студии — как еще одно мероприятие платформы, новый формат создания стартапов. Директора стартап-студий присматривают за теми, кто победил в тренингах предпринимательских компетенций, и могут победителей пригласить к себе венчуростроителем — сделать компанию в рамках стартап-студии университета.

— Здорово.

— Второй путь. Ребята, у которых есть идея о собственном бизнесе, могут прийти на акселерационную программу, которая проводится в университетах, побеждающих на конкурсе. Там студенты и преподаватели могут прокачать свои навыки проектного менеджмента продуктового подхода, поработать с экспертами над идеями собственного стартапа. Причем в качестве экспертов университеты обязаны пригласить технологических индустриальных партнеров. Можно даже воспользоваться, в идеале, их бизнес-гипотезами, прокачать эти идеи студенческим коллективом в течение трех-четырех месяцев. И представить на традиционном питче как итоговом мероприятии.

— Я вот слушаю вас, вспоминаю свои студенческие золотые годы с некоторым сожалением — потому что в мои времена такого ничего не было.

— Представляете?! А еще если у вас есть идея о бизнесе, как вы говорите, вы можете подать заявку на получение гранта «Студенческий стартап». По итогам прошедших двух лет уже две с половиной тысячи ребят выиграли по одному миллиону рублей на создание собственной компании, которая реализует какую-то технологическую идею. Представляете? В этом году будет еще две тысячи человек, в следующем — две с половиной. И это реальные деньги для того, чтобы попробовать. Это грант.

В треке создания компании в университете у нас есть еще инфраструктура, которая позволяет сделать деятельность по созданию технологических стартапов возобновляемой. Понятно, акселераторы — это раз, но должно быть в университете место, куда может прийти и тот, кто мечтает и хочет, принести то, что сделал, как вы говорите, прототип. И для этого у нас есть сеть стартап-студий. Их двадцать одна. Университеты победили на конкурсе, и это юридические лица, созданные совместно с индустриальным технологическим партнером, который присматривает за стартап-студией, говорит, используя свой опыт и экспертные знания в этой отрасли, куда ребятам нужно двигаться дальше. Стартап-студия не только задействует результаты университетской науки, но и придумывает совершенно новые гипотезы, и иногда способствует созданию новых научных направлений в университете.

— Колоссально, колоссально. Еще раз остается только сожалеть тому поколению, которое не имело подобного рода инфраструктуры. Олег, давайте рассмотрим еще одну ситуацию, одну модель, которая встречается, к сожалению, достаточно часто. Это своего рода броуновское движение, и в этом броуновском движении у нас двигаются вот эти ребята со своими разработками (или идеями этих разработок). С другой стороны, у нас где-то есть реальный сектор, который в этих разработках нуждается, но не знает ничего об этом юноше бледном со взором горящим, у которого уже это есть. Он, быть может, тоже не представляет, в какой сфере можно применить его агрегат, который он построил на коленке, в гараже или еще где-то. И возникает ситуация, когда они рядом друг с другом ходят, но не могут найти. И вот здесь, насколько я понимаю, вы расскажете уже компетентно, центры трансфера технологий и помогают. Мы знаем, что уже порядка 38 центров работает в России. Хотелось бы понять, какова методология этой работы. Действительно ли получается, что между изобретателем, инноватором, студентом (вчерашним или сегодняшним) и реальным сектором, который нуждается в его изобретении, появляется некая инфраструктура, помогающая встретиться этим двум персонажам, заключить какие-то договоры, вступить в какую-то коммуникацию, и всем от этого станет только хорошо? Чуть подробнее об вот этих центрах, пожалуйста.

— Петр, все так, центров трансфера технологий, несомненно, больше. 38 — это просто те, которые поддерживает Министерство образования и науки через гранты на создание и поддержание таких структурных подразделений в университетах. И мы, конечно, называем их центрами трансфера, но прежде всего ожидаем от этих команд университетских выстраивания долгосрочных отношений с индустриальными партнерами — именно вот с теми представителями реального сектора, о которых вы говорите, Петр. И эти самые центры трансфера технологий, они как раз являются таким хабом, связью между внешним миром (компаниями, потребителями, производителями, заказчиками) и университетскими научными группами, ребятами, студентами. Центры трансфера технологий, несомненно, делают важную работу, связанную с тем, чтобы упорядочить работу с результатами интеллектуальной деятельности в университете. Они приводят все в порядок, способствуют появлению новых объектов интеллектуальной собственности. Ну и, естественно, весь бизнес по продаже рядов разработок на этом подразделении, на ЦТТ — они общаются с реальным сектором, они заключают сделки. И это важная история, которая связана с тем, чтобы университеты были интегрированы и включены в экономическое пространство нашей страны. Потому что стоят большие вызовы, и технологические вызовы, и они все определены. Мы стремимся к технологическому суверенитету, и университет — это важный ресурс. Важный ресурс, который мы подключаем в экономику через центры трансфера технологий. Смотрите, в идеале ЦТТ и технологическое предпринимательство — это две стороны одной медали.

— Согласен, как раз и хотел провести эту прямую линию, одно вытекает из другого.

— Оно даже не вытекает, оно работает рядом. В некоторых успешных университетах оба эти направления деятельности подчинены одному проректору, например. И он уже смотрит, насколько выгодно, например, взять от индустриального партнера заказ на научно-исследовательскую или опытно-конструкторскую разработку, выполнить, получить деньги и отдать результаты интеллектуальной деятельности. А может, наоборот, нужно, используя ресурсы, которые дает государство, и ресурсы университета внебюджетные, у многих они есть, запустить собственный стартап, усилиями университета сделать продукт и уже продать лицензию на этот продукт, таким образом увеличив стоимость, капитализацию, если хотите, университета, который продает лицензию на свои результаты вдолгую, являясь собственником этих результатов интеллектуальной деятельности. То есть это две стороны одной медали, которые дополняют друг друга. Основная цель — способствовать увеличению вот той самой активности предпринимательской, которая позволила бы включить университеты в экономику страны.

— Ну что ж, цель — замечательная. Еще раз порадуемся за современных студентов, у которых есть такие возможности, такие механизмы для реализации, для самоактуализации. Это действительно то, о чем многие могли в свое время только мечтать. Спасибо большое за увлекательную беседу мы говорим нашему сегодняшнему гостю, директору департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Министерства науки и высшего образования Российской Федерации — Олег Чурилов был у нас в студии. Олег, спасибо большое, успехов вам и вашим подопечным.

— Петр, спасибо, уважаемые радиослушатели, спасибо, все, кто занимается технологическими стартапами — добро пожаловать в платформу! Делаем вместе новое!

— И добро пожаловать в большой бизнес, друзья! Всего доброго, оставайтесь с нами.

СПРАВКА

Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» (ПУТП) направлен на массовое вовлечение обучающихся в технологическое предпринимательство и серийное создание технологических компаний в стенах университетов. Федеральный проект реализуется Минобрнауки России при участии ведущих институтов развития страны.

За 2022–2023 годы федеральный проект охватил 78 российских регионов. 85 тыс. студентов прошли тренинги предпринимательских компетенций, 280 тыс. — прокачали свои проекты и бизнес-идеи в рамках акселераторов и «Предпринимательских Точек кипения». Открыты 22 университетские стартап-студии. По грантовой программе «Студенческий стартап» 2500 проектов получили по 1 млн рублей. Для частных инвесторов действует программа возмещения части инвестиций, по ней государство возвращает до 50% средств, вложенных в университетский стартап.

Контакты пресс-службы