Дарья Кирьянова: «Предпринимательство — не попытка прожить за государственный счет»

На фото: Дарья Кирьянова, заместителя министра науки и высшего образования Российской Федерации
На фото: Дарья Кирьянова, заместителя министра науки и высшего образования Российской Федерации
Действительно ли, если ты молодой и перспективный стартапер, то государство вытащит тебя из «долины смерти»? Об этом «Деловой квартал» поговорил с Минобрнауки РФ.

Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» Минобрнауки РФ был запущен в 2022 г. для раскрытия предпринимательского потенциала молодежи и подготовки профессионалов в области технологического предпринимательства. По словам заместителя министра науки и высшего образования Российской Федерации, куратора федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» Дарьи Кирьяновой, многие всемирно известные компании выросли из стартапа, который смог выстроить жизнеспособную модель и привлечь венчурное финансирование. «Деловой квартал» поговорил с экспертом о том, какие меры господдержки направлены на развитие университетских высокотехнологичных проектов, что формирует российское стартап-движение, а также где молодым ученым искать инвесторов.

Вы около 20 лет работали в сфере цифровых технологий, в том числе на руководящих должностях в компании Intel. Почему решили уйти из корпоративного мира на государственную службу?

— Я работала в международной компании, которая впоследствии ушла с российского рынка. Однако такое событие не стало основной причиной смены деятельности. Переход обусловлен тем, что единственным местом, где можно повлиять на принятие управленческих решений в сфере IT, стала государственная служба. Меня позвали на проект, который имеет федеральное значение по цифровизации науки и образования. Я подумала, что мой опыт может быть полезным.

И вот за два года уже прослеживаются результаты труда, например, сервис «Поступай в вуз онлайн», доступный для любого гражданина Российской Федерации. Он облегчает процедуру поступления в высшее учебное заведение, собственно, делает ее не такой нервной, как мы привыкли это замечать, анализируя собственный опыт. Пожалуй, это основной сервис, который сейчас имеет результаты и яркое проявление.

Помимо этого, вы курируете проект «Платформа университетского технологического предпринимательства». На что он направлен, как платформа поддерживает студенческие стартапы?

— У этого проекта есть две основные цели. Первая — изменение языка культуры коммуникации студентов, так как мы выявляем потенциал к риску, а именно к предпринимательству, начинаем развивать эту деятельность, попытки создать собственный бизнес у студентов (начиная со второго курса образования). Вторая, не менее важная, — предпринимательские проекты, созданные людьми внутри вузов или стартап-студий, должны четко отображаться в образовательном процессе. Когда студенты вовлекают в работу преподавателей, это становится примером для остальных молодых людей, не принимающих никакого участия в создании проектов. Деятельный подход впоследствии меняет саму структуру образования. Проект, созданный в период получения знаний и навыков в стенах вуза, вклинивается в сам образовательный процесс. Как правило, такой проект становится более практико-ориентированным, экономически целесообразным, потому что студент понимает, зачем он это делает, принесет ли деятельность какую-то выгоду с точки зрения и образования, и финансового положения. Иная история — в которой не просто получаешь образование и диплом, но и продукт, нужный рынку, приносящий доход.

Есть ли у государства приоритеты, какие именно проекты студенческих стартапов поддерживать?

— Существуют два стратегически важных документа для нашей страны. Первый — стратегия научно-экономического развития, которая недавно была обновлена и утверждена указом президента. Второй — концепция технологического развития Российской Федерации до 2030 г. Эти определяющие документы оперируют двумя видами технологий: сквозными и критическими. Критическими технологиями называют те, что обеспечивают нашу с вами безопасность (физическую и продовольственную). Сквозные же красной нитью пронизывают все отрасли. Например, мы понимаем, что IT — неотъемлемая часть любой экономической деятельности, также БАС (беспилотная авиационная система), которая не имеет узкой отраслевой специфики, ее применяют и в энергетике, и в сельском хозяйстве, и в строительстве. Перечень этих двух сущностей (критической и стратегической) нам знаком, потому что они поименованы в нормативных документах. Когда мы стартовали, начинали проект, то не делали никаких акцентов, в каком направлении стоит развиваться. Но сейчас, когда у нас имеются некоторые заделы и проекты, которые мы ведем, поддерживаем и инвестируем, поняли, что в 80-85 случаев из 100 они соответствуют технологическим направлениям государства.

В этом смысле мы правильно действуем. Сейчас на территории Российской Федерации действует 22 стартап-студии, у каждой есть определенные компетенции. В результате у нас появляется карта России, на которой указаны метки, в каком регионе, вузе развивается та или иная технологическая история. На федеральном уровне, когда регулятор или корпорация знают, к кому обратиться и с какой организацией, вузом или научным сообществом можно посотрудничать для дальнейшего технологического развития, появляется публичность и открытость, а ими можно оперировать как активом. Поэтому мы развиваемся в правильном направлении — наши домены образовались органическим способом, а не «сверху». Было бы странно, если бы, например, людям, занимающимся креативными технологиями, говорили о развитии беспилотников, или заставили балерин маршировать. В общем, каждый занимается тем, в чем имеет хорошие компетенции. И теперь это доступно регионам и нашему регулятору, который видит прогресс.

Университетская среда отлично подходит для того, чтобы начать свое дело: в ней можно быстро найти единомышленников, получить консультации, обратиться к преподавателям за советом, а также воспользоваться всей доступной инфраструктурой, экономя на аренде. Но для достижения цели необходим и стартовый капитал. Как студенческие стартапы выходят на игроков рынка? Или все наоборот?

— Можно назвать это встречным движением. Раньше госкорпорации инвестировали в зарубежные разработки, а теперь они немного ограничены территорией, поэтому смотрят на российские рынки. Более того, стратегические документы, которые я упомянула ранее, обозначают некоторые технологические направления, дают гарантию, что эти технологии будут развиваться еще 10-15 лет. Для больших компаний это считается огромным плюсом для инвестирования. Поэтому игроки рынка приходят к нам сами. С нашей стороны тоже есть встречное движение, например, в поддержке студенческих стартапов. Например, фонд содействия инновациям, который дает грант в миллион руб. на осуществление первой деятельности или проверки гипотезы. Стартап-студии — фабрики стартапов, которые воспроизводят эти технологические стартапы внутри собственной студии, инвестируют в проекты. Также есть разные механизмы от институтов развития — компенсирующие часть затрат университетские венчурные фонды, сейчас на территории России их пять. В сущности, механизмов очень много, в них довольно сложно разобраться, потому что на каждой стадии разработки технологии действуют свои правила. Например, на ранних пресет-стадиях, то есть, когда человек только начинает развиваться, в него может инвестировать любая компания, в зависимости от направленности деятельности. У нас в России больше 10 лет увлекаются как раз посевными проектами, когда вкладываются в самые начальные стадии. Существуют компании, которые инвестируют уже на последних стадиях разработки (есть прототип, разработки или мелкая серия). Инвесторы видят результат и активно финансируют проект.

А вот период посредине называют «долиной смерти» (время, когда закончились деньги от посевных, но инноватор еще не перешел в стадию, когда разработкой заинтересовались). Вот тут как раз и нужна стартап-студия, потому что мы как Минобрнауки даем возможность не только попасть в рейтинги важных проектов, но и стремимся помочь инноваторам, которые попали в «долину смерти». Поэтому мотивируем бизнес-ангелов, устраиваем массовые и публичные инвест-советы, на которые приглашаем стартапы. Они рассказывают про свои технологические наработки. Мало того, разработчики теперь умеют устраивать питч-сессии, то есть коротко говорят о проекте, чтобы четко донести ценность. Также предоставляем возможность верхнеуровневой коммуникации, например, поехать на конгресс молодых ученых и встретиться с президентом.

Боимся, как бы наши инноваторы не перегорели, потому что такой интенсивный взлет может привести к выгоранию или потере мотивации двигаться дальше. Поэтому мы на платформе в работе со стартапами знаем все команды разработчиков, работаем на то, чтобы они помнили не только о пиаре, но и разработке самой технологии, содержательной части.

Углубимся в «долину смерти». Совсем недавно наша редакция брала интервью у студента СибГУТИ о стартап-проекте eSense (алгоритм по предсказанию приступов эпилепсии). Пообщавшись разработчиком с Владимиром Гуляевым, узнали, что команда уже получила грант в миллион рублей на дальнейшее развитие. Однако, как признался Владимир, этой суммы недостаточно, чтобы покрыть все расходы, включая зарплаты разработчикам, покупку большего датасета и юридические услуги). Что делать в таком случае, куда обращаться, как возместить затраты?

— Нужно понимать, что предпринимательство — не попытка прожить за государственный счет. В этом смысле это тяжелый труд, который лишен финансовой поддержки, вообще какой-либо поддержки. Понятно, что стартап-студия — среда, где созданы более комфортные условия для развития деятельности. Здесь помогут и финансово, и организационно, и консультативно, расскажут, какие механизмы существуют, помогут юридически — зарегистрировать результат деятельности или получить патент. То есть стартап-студия — правильное место, куда нужно пойти. Если в вузе она есть, то молодым ученым лучше в нее вступить. Если нет, то попросить поддержку у более широкой сети, например, у «Национальной технологической инициативы». Или зайти на сайт нашей платформы и просто оставить обратную связь, с вами, безусловно, свяжутся, проанализируют расходы. Потому что любые затраты должны быть компенсированы, и, если стартап соответствует признакам технологического задела, имеет экономическую целесообразность развития, то получится добиться поддержки.

СПРАВКА

Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» (ПУТП) направлен на массовое вовлечение обучающихся в технологическое предпринимательство и серийное создание технологических компаний в стенах университетов. Федеральный проект реализуется Минобрнауки России при участии ведущих институтов развития страны.

За 2022–2023 годы федеральный проект охватил 78 российских регионов. 85 тыс. студентов прошли тренинги предпринимательских компетенций, 280 тыс. — прокачали свои проекты и бизнес-идеи в рамках акселераторов и «Предпринимательских Точек кипения». Открыты 22 университетские стартап-студии. По грантовой программе «Студенческий стартап» 2500 проектов получили по 1 млн рублей. Для частных инвесторов действует программа возмещения части инвестиций, по ней государство возвращает до 50% средств, вложенных в университетский стартап.

Контакты пресс-службы