Российские студенты разработали VR-тренажер для обучения нефтяников

Российские студенты разработали VR-тренажер для обучения нефтяников
Стартап «Невитех», специализирующийся на разработке VR-тренажеров для обучения, разработал альтернативу традиционным методам подготовки специалистов с использованием технологий виртуальной реальности. Проект получил поддержку федеральной программы «Платформа университетского технологического предпринимательства».

VR-тренажер «Невитех» — это современная симуляционная система, позволяющая обучающимся отрабатывать профессиональные навыки в безопасной виртуальной среде. Основные компоненты системы включают компьютер, VR-шлем и контроллеры, обеспечивающие полное погружение пользователя в учебный процесс. Надев шлем, пользователь видит трехмерные модели тренировочного процесса, а с помощью контроллеров взаимодействует с виртуальными объектами, что делает обучение максимально реалистичным.

Тренажер имитирует реальные ситуации, с которыми специалисты сталкиваются в своей работе, например, аварийные условия или сложные производственные операции. Важным преимуществом является возможность создания индивидуальных сценариев обучения по запросу заказчиков, что позволяет адаптировать тренажер под конкретные потребности различных отраслей.

Одним из ключевых аспектов тренажера является безопасность. При работе с опасными объектами, такими как оборудование нефтегазовой отрасли, ошибки могут иметь серьезные последствия для людей и окружающей среды. В виртуальной реальности такие риски исключены, и специалисты могут безопасно тренироваться в выполнении опасных операций. Также VR-тренажеры позволяют обучаться работе в различных климатических условиях и на удаленных объектах, например, моделируя работу на месторождениях в Югре, находясь в Московской области. Экономическая выгода также является важным фактором, так как использование VR-технологий снижает затраты на обучение и оборудование.

Проект «Невитех» получил грант в размере 1 млн руб. от Фонда содействия инновациям в рамках программы «Студенческий стартап». В дальнейшем команда учредила компанию, а сам проект завоевал признание на различных площадках, включая приз зрительских симпатий фонда «Мой бизнес-Югра» и 210-е место в рейтинге ТОП-1000 университетских стартапов.

СПРАВКА

Платформа университетского технологического предпринимательства (ПУТП) запущена Минобрнауки РФ в 2022 году при участии ведущих институтов развития страны с целью раскрытия предпринимательского потенциала молодежи и подготовки профессионалов в области технологического предпринимательства. Входит в федеральный проект «Технологии» нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика».

За 2022–2024 годы федеральный проект охватил 86 российских регионов, к нему подключились 446 вузов по всей стране, а его участниками стали свыше 790 тыс. человек. В рамках проекта создано около 35 тыс. университетских стартап-проектов, из которых более 4,9 тыс. в настоящий момент функционируют, развиваются и имеют потенциал роста, многие вышли на рынок и запускают серийное производство. Общий объем привлеченных частных инвестиций составил более 1,3 млрд рублей. 85 тыс. студентов прошли тренинги предпринимательских компетенций, 280 тыс. — прокачали свои проекты и бизнес-идеи в рамках акселераторов и «Предпринимательских Точек кипения». Открыты 21 университетские стартап-студии. По грантовой программе «Студенческий стартап» 2500 проектов получили по 1 млн рублей.

В 2025 году по грантовой программе «Студенческий стартап» из 11,6 тыс. заявок было отобрано 2500 проектов, которые получат по 1 млн рублей. География конкурса охватила 12 стран, 75 регионов России, более 320 университетов и научных организаций. Прием заявок проходил по семи тематическим направлениям: цифровые технологии, медицина и технологии здоровьесбережения, химические технологии и новые материалы, новые приборы и интеллектуальные производственные технологии, биотехнологии, ресурсосберегающая энергетика и креативные индустрии. Оператором конкурса «Студенческий стартап» является Фонд содействия инновациям. Конкурс запущен для развития предпринимательских компетенций среди студентов.

Контакты пресс-службы