Студенческий стартап из Иркутского политеха создает биоразлагаемую противоизносную присадку для дизельного топлива на основе отработанного фритюрного масла. Команда работает в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» в стартап-студии ИРНИТУ и уже привлекла инвестиции в размере 600 тыс. рублей.
Новая присадка не только решает проблему износа топливной аппаратуры, но и способствует экологической утилизации отработанного фритюрного масла. Сейчас разработка готовится к сертификации и уже прошла независимые лабораторные испытания.
Топливная аппаратура в автомобиле со временем изнашивается. Продлению срока ее службы долгое время способствовало присутствие серы в дизельном топливе — она служила в качестве противоизносной присадки и смазочного компонента. На фоне поэтапного ужесточения экологических норм содержание серы в дизельном топливе стало последовательно снижаться, а вместе с этим — повышалась скорость износа оборудования.
Команда студентов и преподавателей Иркутского национального исследовательского технического университета (ИРНИТУ) нашла в научных журналах предположение, что фритюрное масло может быть использовано для разработки противоизносных присадок. «Мы провели исследование, поговорили с продавцами автохимии — и решили работать в этом направлении», — говорит менеджер проектов стартап-студии ИРНИТУ Артем Шестаков.
Суть разработки — в использовании жирных кислот растительных масел для создания биоразлагаемой противоизносной присадки, которая бы взяла на себя прежнием функции серы.
Помимо решения проблемы износа топливной аппаратуры, стартап имеет и экологическую составляющую: фритюрное масло, использующееся в качестве присадки к топливу, в процессе эксплуатации сжигается, что делает разработку полностью биоразлагаемой. При этом продуктом стартапа может быть как технология получения этой присадки, так и сама присадка.
«Сейчас мы ведем переговоры о том, чтобы апробировать нашу разработку, для чего отправляем образцы различным индустриальным партнерам. Они тестируют эти присадки — и, если все пойдет хорошо, мы сделаем первую коммерческую партию», — говорит Артем Шестаков.
Продукт соответствует российским стандартам качества, что уже было подтверждено независимыми лабораторными испытаниями, которые подтвердили наличие требуемых смазочных способностей присадки без ухудшения свойств дизельного топлива. Сейчас проект находится на заключительном этапе перед сертификацией.
«В случае успеха, соответственно, мы будем готовы продать стартап индустриальному игроку. Производственные мощности у нас сейчас позволяют делать мелкообъемное производство. При необходимости мы готовы масштабироваться: инвестировать в оборудование, чтобы перейти на промышленную стадию производства», — добавляет Артем Шестаков.