Вузы в российских регионах становятся центрами формирования амбициозных наукоемких проектов и запуска технологических стартапов. Как этому способствует федпроект «Платформа университетского технологического предпринимательства» обсудили представители университетских стартап-студий, инвесторы и предприниматели в сфере образования и инноваций из регионов РФ на Всероссийском форуме технологического предпринимательства «ТехПред 2024».
Экспертная сессия «Средняя температура техпреда: промежуточные итоги» была организована участниками федпроекта из Республики Татарстан.
В настоящее время в работу Платформы вовлечены 427 вузов по всей стране, создана сеть из 22 университетских стартап-студий, ежегодно тысячи студентов участвуют в тренингах предпринимательских компетенций, проходят акселерационные программы, получают грантовую поддержку через конкурс «Студенческий стартап» от Фонда содействия инновациям. Так, например, в Иннополисе 70 студентов из 350 вовлеченных в работу стартап-студии выиграли гранты на общую сумму 42 млн рублей; от Казанского федерального университета (КФУ) за пять волн конкурса «Студенческий стартап» было 225 победителей.
«Мы максимально вовлечены и благодарны платформе: она стала для нас [для работы университета] спасением в 2022 году», — сказал руководитель стартап-студии Университета Иннополис Артем Усов. Он также выразил уверенность, что «студенты должны входить в техпред ненавязчиво, играюче» и рассказал, что Иннополис регулярно устраивает сеансы стартап-пиццы, во время которых заинтересованные учащиеся вузов делятся своими идеями и отвечают на вопросы.
Руководитель Офиса студенческого предпринимательства МФТИ Никита Гулин отметил, что в его вузе кафедра технологического предпринимательства существует с 2011 года. «Первые тренинги, которые создают воронку для вовлечения студентов в техпред, на нашей публике не работают. Но мы не отказываемся от инструментов Платформы — мы их адаптируем под себя. Наши тренинги рассказывают студентам, как „упаковать“ свой проект», — поделился он.
Воронка вовлечения студентов в техпред — от тренингов предпринимательских компетенций до акселераторов и запуска собственного проекта — работает не всегда и не со всеми. «На данный момент техпред не включен в КПИ (ключевые показатели эффективности) вузов, есть еще образование, спорт и культура. Пока что сложно „вытаскивать“ студентов из образовательного процесса и отправить на тренинг», — признал замначальника Управления инновационного развития КФУ Салават Галеев. «Для улучшения воронки и вовлечения большего количества заинтересованных в процесс нужно изменить отношение преподавателей», — добавил генеральный директор ООО «Университетская стартап-студия» Илья Князев.
Особенно сложно, по словам экспертов, привлекать в техпред студентов медицинских вузов. «Студенты приходят в медвуз, чтобы быть врачами — не предпринимателями и инженерами», — говорит директор Центра индустриальных технологий и предпринимательства Сеченовского Университета Михаил Рубцов. Да и сами медвузы, по его словам, еще не умеют выстраивать с учащимися win-win отношения: «Никто не видит студентов, как равноправных партнеров, нужно время и много итераций».
Привлекать финансирование в медицинские стартапы тоже дело не из легких: «Мы столкнулись с тем, что не можем финансировать многие интересные нам проекты. В биотехе проект должен преодолеть рубеж, то есть провести клинические испытания. Сейчас все перспективные проекты в вузах находятся, к сожалению, на стадии пробирки», — констатирует венчурный партнер фонда «Восход» Константин Гибало.
Другая проблема развития университетских техпредпроектов — не до конца налаженное межвузовское взаимодействие: «Стартап-студии сотрудничают с разными вузами, а в случае успеха вузы КПИ делить не хотят. Нам необходимо развивать межвузовское общение, нужен инструмент, в котором мы будем конкурировать, а не соперничать», — уверен Артем Усов.
Генеральный директор ООО «Стартап-студия ГГНТУ» (г. Грозный) Мансур Арсанукаев отметил, что есть также примеры успешного взаимодействия между стартап-студиями и вузами. Так, Грозненский ГНТУ развивает стартап по созданию спортивного устройства вместе Московским институтом электронной техники (МИЭТ).
В то же время внутри Платформы постепенно выстраиваются «симбиозы взаимной дополняемости»: как отметил генеральный директор ЗАО «ИПТ «Идея» Диас Сафин, его технопарк работает большой командой на благо одной воронки. «Сначала молодые проекты выращивает Илья Князев в стартап-студии, далее мы развиваем их и доводим до венчурного фонда республики», — пояснил он. Такой подход помогает упаковать идею в полноценный проект: в студиях работают профессионалы, которые собирают проекты, определяют стратегию, помогают совершать первые коммерческие шаги.
«Платформа университетского технологического предпринимательства только начинает набирать обороты, учитывая сильную дифференциацию состояния вузов, при этом темп задан хороший и есть все шансы, что экосистема придет к оптимальной середине», — подытожил Никита Гулин.