Никита Прохоров: Это возможность попробовать себя в разных ролях. Как работают тренинги предпринимательских компетенций Платформы университетского техпреда

Никита Прохоров, бизнес-тренер и соучредитель команды по управлению репутацией в сети
Никита Прохоров, бизнес-тренер и соучредитель самой большой в России команды по управлению репутацией в сети

Тренинги предпринимательских компетенций — базовый инструмент вовлеченности молодежи в технологическое предпринимательство. В рамках Платформы они ежегодно проводятся в десятках вузов по всей стране. Для студентов и аспирантов — это возможность в защищенных условиях примерить на себя роль техпреда, для организаторов — способ создать работающую воронку для вовлечения в предпринимательскую деятельность талантливой молодежи, для бизнес-тренеров — всегда вызов и проверка на умение работать с разноплановой и порой слабо мотивированной аудиторией. О том, кто приходит на тренинги, насколько раскрытие таланта зависит от тренера и почему такое погружение в техпред полезно даже тем, кто останется работать в найме, рассказал бизнес-тренер и соучредитель самой большой в России команды по управлению репутацией в сети Никита Прохоров.

Какие ребята обычно приходят на тренинги — мотивированные заниматься техпредом, или скорее любопытствующие, склонные поучаствовать в чем-то за компанию?

На тренинг студенты приходят максимально разные — это могут быть учащиеся бакалавриата или магистратуры с разными интересами. В широком смысле я отметил бы три основные группы студентов. Первые — это те, кто хочет прикоснуться к миру бизнеса, мечтает о своем  стартапе и предпринимательском таланте — таким ребятам нужно в целом понять, из чего состоит техпред, как создается компания и упаковывается проект.

Вторая категория — те, у кого уже есть свой бизнес. Да, есть и такие. Иногда ко мне даже в куларах подходят и говорят: слушайте, а посмотрите нашу финмодель. У кого-то интернет-магазин, небольшое СММ-агентство, некоторые ребята занимаются продажами на маркетплейсах. То есть они уже предприниматели и хотят расширения своего дела.

Третья группа — ребята, которые ищут для себя различные карьерные возможности. И они хотят посмотреть в целом, как выглядит мир стартапов.

И все эти цели на тренингах вполне выполнимы.

Студенты каких курсов участвуют в тренингах охотнее всего? Как проходит сам тренинг?

Важен не возраст студента, а исключительно талант того, кто ведет тренинг. Лично я стараюсь давать ребятам максимальное количество геймификации, заданий, групповых практик, чтобы это ни в коем случае не была лекция, а они проходили различные практики.

В рамках тренинга Платформы университетского технологического предпринимательства мы с участниками вырабатываем реальную бизнес-идею — ребятам дается фреймворк, в рамках которого они генерируют идеи, голосуют за лучшую и в итоге прописывают то, что придумали, и план дальнейших действий. 

Следом мы собираем бизнес-модель, готовим MVP. И в финале мой самый любимый модуль — презентация для инвестора.

Какая часть ребят во время тренинга по-настоящему вовлекается в процесс? Как можно заметить, что людям это действительно интересно?

Я верю, что при желании в процесс можно вовлекать все 100% аудитории. Во всяком случае, сам я стремлюсь именно к этому. Не бывает плохих аудиторий, бывает ленивый или невыспавшийся тренер. Поэтому перед каждым тренингом нужно хорошо высыпаться и быть готовым отдавать максимум энергии. Это реально делать, я рассказываю про свой опыт — раунды инвестиций, международные проекты, большие бренды в клиентах. Тренинги порой длятся по 8-10 часов: если знать, как управлять групповой динамикой, как поддерживать вовлечение аудитории, как калибровать их уровень эмоций и эмоционального фона, вовлечь и удерживать всех — абсолютно реально. Я не разделяю и не поддерживаю жалобы на то, что молодежь, новое поколение, лениво или индифферентно. Абсолютно нет. Просто к ним нужно найти подход и зажечь.

В одном из вузов во время тренинга у нас была одна команда, кажется, уже магистранты. Ребята не особо стремились куда-то вовлекаться — они сидели в углу, уставшие, и мечтали, чтоб их не трогали. Но совсем не участвовать в происходящем нереально: и в какой-то момент они поймали свой вайб и почувствовали, что могут тягаться с другими командами. В итоге резко включились, наверстали все задания, где проседали по оценкам и результатам, сделали очень крутой макет будущего проекта, защитили презентацию лучше всех и набрали баллов больше, чем все остальные команды. Они выиграли.

Можно ли в процессе тренинга заметить и выявить у людей склонности к предпринимательству?

Да, определенно. Предприниматели бывают разных типов — это и те, кто может круто организовать процесс, администраторы, и ярко выраженные продавцы, харизматики, кто может круто представить и описать проект, бывают предприниматели-генераторы идей. Все это роли в команде.

Моя задача, как тренера, да собственно, это как раз одна из главных задач Платформы университетского техпреда, — раскрыть людей, помочь им осознать в себе талант и найти, куда его приложить в будущем.

Таланты и склонности, конечно, видны в процессе тренинга: представьте, стол из шести человек — команда — они разрабатывают продуктовые идеи. Подходишь ближе и присматриваешься: один студент сидит с ручкой в руках и сходу генерирует одну за другой штук 40-50 идей. А кто-то из участников в это время ходит вокруг стола, наводит порядок, всех рассаживает, организует карандаши-ручки. И это тоже круто.

А есть ребята, которых хлебом не корми, дай выступить, что-нибудь рассказать, пойти поспорить с соседней командой. Конечно, здесь сразу видны различные типажи и  ребята, у которых большие склонности к предпринимательству.

Роль тренера таких ребят заметить и выделить?

Не только заметить. Талантливый тренер должен вовремя поддержать и помочь раскрыться. Ведь не все становятся сразу активными.

Если видно, что какие-то ребята чуть просаживаются или меньше увлекаются, надо понять, в чем причина. Может, кто-то просто стесняется и нужно дать ему слово, может, его задвинули, не дали вовремя выступить или закритиковали идею. Надо, собственно, поддержать, дать ему чуть больше времени, чтобы он смог проявиться.

У меня на встрече недавно один предприниматель сказал: Никита, ты должен понимать, что предприниматели в душе как малые дети. От них сотрудники хотят зарплату, партнеры хотят денег, все от них что-то хотят, а он, смотри, как маленький ребенок, он сам хочет, чтобы его хвалили и признавали.

И вот мы должны в том числе дать похвалу и признание молодым дарованиям, которые приходят к нам на тренинг.

Как участники ведут себя во время тренинга? Какие стратегии используют чаще всего?

Внутри команды присутствуют абсолютно разные типажи: кто-то хочет генерить идеи, кто-то — организовать процесс, кто-то — общаться, а кто-то хочет везде по чуть-чуть прикоснуться, но иногда стесняется себя проявлять. И задача тренера в итоге следить, чтобы так или иначе все участники побывали во всех ролях, чтобы поняли непосредственно, что им приятнее всего, что им веселее всего, что им интереснее всего делать.

Некоторые могут все круто упаковать, но стесняются про себя рассказывать, потому что интроверты. Бывают, наоборот, agile в чистом виде, которые верят, что все быстрее всех сделают, а потом всех победят просто на харизме. Я стараюсь командам подсвечивать, что и где именно им надо доработать, потому что бизнес — все же комплексная история.

Задача тренера показать все варианты стратегии поведения в бизнесе, дать возможность ребятам попробовать себя в разных ролях. Увы, мы сегодня во всех отраслях жизни слишком много сталкиваемся с теоретиками, поэтому нередко у ребят просаживаются некоторые soft skills, например, в части самопрезентации, искусства вести переговоры или умения рассказать о себе и своем проекте за отведенное время.

Тренер должен помочь студентам раскрыть и проработать эти компетенции.

Через какое время, по вашему опыту, люди начинают вовлекаться в процесс тренинга и всерьез относиться к происходящему? Что, как вы думаете, в этом самое ценное для них?

По-моему долг любого спикера и лектора максимально быстро вовлекать студентов и вообще слушателей любой бизнес-конференции в обсуждение и работу. У меня порядка 100 выступлений и тренингов на разных языках в течение года. И я использую словосочетание «активация аудитории». Очень важно сходу, ярко, интересно, круто начать, чтобы участники встречи сразу вовлеклись в процесс. 

Когда открываю тренинг, я сразу говорю про себя, показываю слайд с логотипами своих компаний, своих клиентов, перечисляю свои регалии и опыт, в том числе в привлечении инвестиций, чтобы аудитория видела, что я могу дать реально работающие инструменты, которые сам для себя использовал.

Мы иногда в конце тренинга устраиваем игру — я это называю по-разному, инвестпитч или совет директоров: мы разыгрываем живые презентации — кто-то выступает, а кто-то из ребят находится в роли потенциальных инвесторов и говорит: даем виртуальные деньги в проекты или не даем.

Я отлично понимаю, что у студентов может быть усталость, недосып, неудачная сессия и т.д., но моя задача — показать им, что все происходящее сейчас на тренинге ценно и  практически применимо и в будущем бизнесе, и в карьере, если он решит работать в найме. Я сам веду и свои бизнесы, являюсь экспертом инвестиционного фонда, мне есть, что дать им полезного.

С какой аудиторией сложнее всего работать во время тренинга? Что самое трудное в этом процессе для вас?

В большинстве случаев, когда я вижу что у студентов в начале есть скепсис, дело не в самом тренинге, а скорее в негативном предшествующем опыте. Возможно раньше студенты сталкивались с тренингами, которые были неинтересны или шли от теоретиков.

Я обычно сразу говорю: ребята, я вам ничего не буду диктовать, у нас сейчас будет тренинг, мы будем тренироваться с практическими заданиями, и это будет очень круто.

Интересно, что чаще всего тренеры бьются, в первую очередь, с мобильными телефонами. И просят их выключить. Давайте будем честны: мобильник для многих — продолжение нас самих, никто его не выключит, в лучшем случае звук уберут. Я никогда не заставляю людей убирать со стола или выключать мобильный телефон. Если ты даешь студентам ценность, они будут с тобой, отложив мобильники. Если нет, запрет не поможет.

Можно ли построить тренинг так, чтобы не очень мотивированный студент после его прохождения вышел максимально мотивированным на участие в техпреде?

Я искренне уверен, что да. Для меня в порядке вещей, когда студенты пытаются поддерживать связь после тренинга.

Если ты показал студентам практику, если они заняли высокое место среди команд, были вовлечены, то в итоге мотивируются. Мы также выстраиваем тренинги так, чтобы там не было проигравших: выбираем ТОП-3 команды, но не позиционируем это так, что другие потерпели поражение. У нас молодцы все участники.

Есть такой пример из иностранных кейсов, про Томаса Эдисона. Про неудачные эксперименты с лампочкой он потом говорил: «я просто нашел 10 000 способов, как это не работает, это не поражения».

Наша задача — как раз калибровать настроение, следить за тем, чтобы все в итоге вышли с тренинга с чувством победы, тогда ребята втянутся. В последние несколько лет к нам приходят очень мотивированные и заряженные ребята, у них свежие идеи, незамыленный взгляд и высокая насмотренность: они иногда приносят такие зарубежные кейсы, про которые я вообще не слышал. Я считаю, что у нас очень талантливая молодежь. У нас каждое новое поколение становится все круче.

СПРАВКА

Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» (ПУТП) направлен на массовое вовлечение обучающихся в технологическое предпринимательство и серийное создание технологических компаний в стенах университетов. Федеральный проект реализуется Минобрнауки России при участии ведущих институтов развития страны.

За 2022–2024 годы федеральный проект охватил 78 российских регионов, к нему подключились 427 вуза по всей стране, а его участниками стали свыше 600 тыс. человек. Общий объем привлеченных частных инвестиций составил более 1,3 млрд рублей. 85 тыс. студентов прошли тренинги предпринимательских компетенций, 280 тыс. — прокачали свои проекты и бизнес-идеи в рамках акселераторов и «Предпринимательских Точек кипения». Открыты 22 университетские стартап-студии. По грантовой программе «Студенческий стартап» 2500 проектов получили по 1 млн рублей. Для частных инвесторов действует программа возмещения части инвестиций, по ней государство возвращает до 50% средств, вложенных в университетский стартап.

Тренинги предпринимательских компетенций являются одним из ключевых механизмов, в рамках Платформы университетского технологического предпринимательства, по вовлечению студентов в технологическое предпринимательство. В 2022–2023 гг. было проведено более 1000 тренингов, они охватили все федеральные округа России, а их участниками стали более 84 тыс. студентов. К 2025 году порядка 280 тыс. студентов пройдут тренинги в игровом формате. Оператором направления выступает МФТИ.

Контакты пресс-службы