В рамках федерального проекта «Технологии» усилят меры поддержки технологических компаний — в том числе на зрелых стадиях развития. Об этом говорили участники сессии «Возможность для роста: от „Студстартапа“ до IPO» на Российском венчурном форуме, организованной Платформой университетского технологического предпринимательства.
На сессии выступили основатели стартапов, которые прошли путь от учебной идеи до устойчивого бизнеса с выручкой и инвестициями. Многие из них воспользовались помощью сети университетских стартап-студий, созданной в рамках Платформы. Сейчас работает 21 стартап-студия, до конца 2025 года их станет 27, а к 2030 году — 50. Они помогают командам не только деньгами, но и менторством, экспертизой и выходом на рынок.
«Стартап-студия помогает нам вырастать из научного проекта в коммерческий продукт. Любая помощь, которую они предлагают, окупается не на 100%, а на 150%», — рассказала Анна Мусатова, основательница экологического стартапа из Тюменского индустриального университета.
Стартап, разрабатывающий неинвазивный глюкометр, прошел путь от дипломной работы студентки Сеченовского университета до привлечения 35 млн рублей инвестиций. Команда планирует масштабироваться на медрынке и уже получила предзаказы от лабораторий.
«Мы были в „долине смерти“ и нас спасла стартап-студия Казанского федерального университета. А дальше — выставки, СМИ, новые связи. Главное — не только деньги, а поддержка», — поделилась основательница стартапа Екатерина Поликер.
Финансирование технологических проектов сегодня идет через грантовые программы «Умник», «Студенческий стартап», «Старт», а также с привлечением инвестиций от «Сколково», бизнес-ангелов и региональных институтов развития.
Одна из технологических компаний, производитель бионических протезов, уже вышла на оборот в 340 млн рублей и готовится к IPO. Но, по словам ее гендиректора Ивана Худякова, бизнесу не хватает поддержки в части подготовки к выходу на биржу — расходы на аудит, правовое сопровождение и команду составляют от 10 до 20 млн рублей.
«Если в этом направлении меры поддержки будут развиваться — мы точно дорастем до IPO», — уверен он.
На потребность в более доступном выходе на публичный рынок обратил внимание и Вадим Микрин из компании-производителя отечественных композиционных материалов, отметив, что IPO в России по-прежнему «очень дорогие деньги».
В ответ на этот запрос в федпроект «Технологии» включена программа Центра поддержки инжиниринга инноваций, предусматривающая компенсацию части затрат при выходе технологических компаний на IPO.
«Президентом РФ поставлена стратегическая задача — выводить российские компании на публичный рынок. И соответствующие меры поддержки уже масштабируются», — подчеркнула Анастасия Кошкина, руководитель направления по организации мероприятий Платформы университетского технологического предпринимательства.