Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Фальков дал интервью о поддержке университетского технологического предпринимательства телеканалу «Россия 24».
— Валерий Николаевич, добрый день. Расскажите, пожалуйста, в чем роль государства, если мы говорим про поддержку студенческих стартапов?
— Роль государства здесь должна быть определяющей. В принципе, как и в целом в образовании и в воспитании. мы таким образом спроектировали наш федеральный проект, что есть совокупность мероприятий, которая позволяет молодому человеку, если вдруг он задумался: «Может быть, мне создать технологический бизнес? Может быть, мне создать какой-то стартап? Что для этого необходимо?»… И дальше, собственно, он попадает к нам. мы даем ему возможность и протестировать (его потенциал) в специальной игровой форме, и получить поддержку, и создать команду, и проверить идею. И в дальнейшем уже, в общем-то, находим инвестора, который может поддержать на самых разных стадиях. Проект сегодня охватывает все федеральные округа: 78 субъектов Российской Федерации и 332 университета. Конечно, мы и раньше создавали условия для того, чтобы могли студенты проявить себя, но это впервые — такой огромный масштаб. Десятки тысяч людей могут попробовать себя. Если учесть, что в системе высшего образования обучается — только обучается! — 4 млн 200 студентов разных форм, то вы можете представить, какие возможности появляются.
— Вот давайте как раз расскажем про меры поддержки. То есть меры поддержки финансовые — гранты и так далее, а есть какие-то организационные, вот как вы сейчас сказали, можно инвестора найти.
— В мире до 25% всех созданных стартапов создаются университетами. Почему? Потому что молодость — это время, когда ты пробуешь, когда ты экспериментируешь. Университет — это прекрасное место, здесь есть специальное лабораторное оборудование, есть наставники, есть уникальная среда, где ты можешь создать команду — все очень удачно складывается. Поэтому первое это, собственно, проверка способностей, дальше потом есть специальные акселерационные программы, когда мы помогаем создавать команды предпринимательские и тестировать те или иные идеи. Потом у нас отдельно есть конкурс грантов. Прошлый год тысяча заявок было, и тысяче студентам мы, совместно с Фондом содействия инновациям, выдали грантов по миллиону рублей каждому студенту. На разработку собственно идеи. А в последующем они приходят в стартап-студию, и уже там, в максимально приближенных к боевым, так скажем, условиям, могут создать стартап. То есть небольшую компанию, которую в последующем будут поддерживать, в нее будут инвестировать. Ну и наконец, мы работаем совместно с Министерством экономического развития, у них есть свой федеральный проект: «Взлет — от стартапа до IPO». И совсем недавно был принят специальной Федеральный закон о малых технологических компаниях. Таким образом, вы приходите на первый курс в университет, у вас есть идея — добро пожаловать. Это новые рабочие места, это укрепление технологического суверенитета, но самое главное — это возможность реализовать себя, то, что должен давать университет.
— Вы сказали как раз по поводу грантов: 1 млн, причем, если в прошлом году получили 1000 студентов, в этом году уже 1500, получается, дальше тоже будет увеличение?
— Конечно. До 2030 года мы увеличиваем, и с 2028 по 2030 год будет 5000. Кстати, важно еще отменить вот такой момент. мы не задумываемся, что такое предприниматель и как это соотносится с профессией. Вы — наверняка журналист.
— Абсолютно точно.
— Я — юрист. Мы с вами находимся в прекрасном университете, где готовят высококлассных инженеров. А предприниматель — это кто? И в этом смысле наша программа — она как бы поверх всех специальностей и направлений в университетах, которые реализуются. То есть мы не создаем факультеты. мы не открываем отдельную программу, нет. вы учитесь, приходите и получаете ту профессию, которую бы хотели. Но рядом создается инфраструктура, где вы можете прийти и попробовать себя. вы так же будете учиться на журналиста, филолога, айтишника, но при этом сможете себя попробовать еще и на предпринимательской стезе. А вдруг получится? И наверняка у кого-то получится. Суть нашей идеи, во-первых, это совокупность взаимосвязанных мер. Во-вторых, надо попробовать рисковать. В обычной жизни, если ты рискуешь, ты можешь многое потерять. Университет, он создан для того, чтобы учиться. А учиться — это означает экспериментировать, пробовать, ошибаться. мы тебе дадим методическую поддержку, мы тебе дадим экспертную поддержку, есть инвестиционные комитеты, есть предпринимательские «точки кипения», где ты можешь подойти. Мы тебе поможем найти инвестора. Вам наверняка приходилось слышать: есть хорошая идея, некому проинвестировать. Если вы выступаете инвестором (а инвестором может быть кто угодно, физическое, юридическое лицо, мы здесь сотрудничаем с фондом «Сколково»), то часть того, что вы инвестируете в студенческий стартап, вам может быть возмещена.
— То есть как налоговый вычет, получается?
— Как кешбэк, вот то что называется… Если вы инвестируете не менее 500 тыс. (но не больше 20 млн), то, допустим, 100% вашего НДФЛ может быть возвращено. У нас есть еще компании по инвестированию в малый бизнес, когда специальный институт развития находит тех, кто готов будет проинвестировать, обсуждает, помогает. Знаете, есть такая метафора, «поставить на крыло»? Вроде уже и работа большая проделана, и уже на рынок надо выходить, может быть, даже, есть опытный образец, но пока еще боятся вкладываться. И вот здесь мы тоже помогаем. Проекту всего два года. Дайте, чтобы он состоялся физически. У нас дальше очень тесная взаимосвязка с Министерством экономического развития, у них другой федеральный проект, там свои формы поддержки. Каждый год все больше студентов. Только тренинг предпринимательских компетенций уже 60 тыс. студентов прошли. 20 тыс. до конца этого года еще пройдут. 80 тыс. студентов попробовали себя. В результате у нас 14 тыс. стартап-проектов родилось.
— Валерий Николаевич, а если студент уже выпустился, а у него был стартап в университете, вот на этом все, самолет надо приземлить?
— Полет надо поддерживать, помогать. Потому что очень тяжело взлететь. Поэтому у нас в программе могут участвовать выпускники, первые три года после выпуска они могут оставаться в рамках этого федерального проекта: быть участниками, получать все меры поддержки, ну и, конечно, делиться опытом. Второе. У коллег из Министерства экономического развития есть специальный федеральный проект «Взлет — от стартапа до IPO». Ну и третье, мы вместе работаем над мерами поддержки, как говорят эксперты, от одного до трех процентов всего людей склонны к технологическому предпринимательству. Что это означает? Это означает, что саму идею надо превратить в определенную технологию. Или в услугу. Или в сервис. Или в продукт. И это означает, что тут надо обладать уникальными навыками. Поэтому университеты — самое подходящее для этого место. А время обучения в университете — самое прекрасное, поскольку человек мечтает, он предельно смел, он в это время выбирает свою траекторию, определяется, куда ему набирать высоту, какую высоту и что ему для этого необходимо.
— Как поддержка правительства будет тоже набирать высоту, в частности, в студенческих стартапах?
— Количество тех мер, которые мы сегодня реализуем, будет увеличиваться. Проще говоря, масштабироваться будут сами меры. А если у нас в акселерационных программах участвовало 50 тыс. человек, то мы себе ставим задачу — 200-300 тыс.
— Мы с Вами сейчас находимся в «Передовой инженерной школе», а как вот это все вместе работает?
— Это будущее нашего проекта, кстати, два эти проекта родились одновременно. И спасибо председателю правительства, он поддержал оба эти проекта. Они были представлены на стратегической сессии одновременно. Задача — одна из сложнейших в стране, это обеспечение технологического суверенитета. Без высококлассных инженеров и без технологических предпринимателей эту задачу не решить. Но лучше, если это будет перекрестное такое опыление, когда у нас, в идеале, те, кто учатся в инженерных школах, смогут себя попробовать в качестве технологических предпринимателей. Кстати, обращаю ваше внимание: многие путают, считая, что наша основная задача — создать стартап. Нет. Наша основная задача — раскрыть способности студента к технологическому предпринимательству. Всегда больше двух третей стартапов так или иначе перестают со временем существовать. Но те, которые остаются — это как раз самые передовые разработки. Поэтому без риска тут все равно никуда, поддерживать риск надо.