Женщины – руководители, ученые, студентки. На выставке «Россия» прошла дискуссия в честь Международного дня женщин и девочек в науке

Выступление заместителя Министра науки и высшего образования РФ Дарьи Кирьяновой на публичной дискуссии
Выступление заместителя Министра науки и высшего образования РФ Дарьи Кирьяновой на публичной дискуссии

В открытом лектории Российского общества «Знание» прошла публичная дискуссия о возможностях студенток развиваться в качестве ученых, технологических предпринимателей, руководителей. Инициатором встречи стала заместитель Министра науки и высшего образования РФ Дарья Кирьянова. Ее поддержали и выступили в качестве спикеров заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская; заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Екатерина Харченко, президент фонда профессиональных инициатив «Женщины атомной отрасли» Евгения Еньшина. Дискуссию модерировала член Совета Евразийского женского форума при Совете Федерации РФ Елена Мякотникова.

«Женская научная повестка — это не про гендерное соревнование, не про феминизацию отрасли, и не про попытку женщин-ученых выйти на передний план, — уточнила Дарья Кирьянова. — Сейчас пока еще часто слышишь, что „на лидирующих позициях в образовании и науке женщин традиционно меньше“. К слову, только 10% ректорского состава вузов первой сотни в России — женщины. Так почему бы „традицию“ не усовершенствовать во благо будущего развития и всеобщего прогресса? Ищущий — найдет, возможностей в России для реализации своего интеллектуального и исследовательского потенциала — масса».

Как куратор федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» Дарья Кирьянова привела статистику о студентках и аспирантках в техпреде. Девушки составляют около 30% от общего числа вовлеченных в федпроект. При этом в тренингах предпринимательских компетенций их участвует больше, чем парней. В шорт-лист ТОП-50 лучших университетских стартапов в 2023 году вошли 14 проектов, возглавляемых женщинами. Из 2300 участников, подавших заявки для участия во Всероссийском рейтинге университетских стартапов в 2023 году, девушек — 956. Кроме того, женщины возглавляют 10 из 38 центров трансфера технологий и составляют около 50% их штата, обеспечивая сотрудничество вузов и реального сектора экономики.

Уникальную возможность для всех студенток получить персональные рекомендации и опыт от успешных женщин-лидеров России предоставляет другой проект Минобрнауки России «Женщины: Школа наставничества». О ходе его реализации рассказала заместитель Министра Ольга Петрова, которая и сама выступает наставницей для студентки.

«Очень часто у девушек возникает вопрос: а вообще возможно иметь семью и карьеру, как все успеть? И, на мой взгляд, наставничество в этом отношении очень важно. Когда рядом есть пример, есть тот, кто вовремя подскажет, поможет и поддержит, покажет, что это не страшно, все возможно», — отметила Ольга Петрова, приведя личный пример.

О том, что меры государственной поддержки сейчас стимулируют студенток к созданию собственных проектов, говорила заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Екатерина Харченко.

«Речь не о том, девушки мы или мужчины, речь о компетентности, профессионализме и постоянном самосовершенствовании на благо страны, благо людей и общества. Сейчас студенты могут получать стипендии и государственные деньги при реализации своих инициатив, проектов, особенно когда дело касается направления высоких технологий. И иногда суммарный объем поддержки молодого человека со студенческой скамьи превышает заработную плату ассистента, лаборанта и даже преподавателя кафедры».

После выступлений спикеров микрофоны взяли студентки. Их интересовали все заявленные темы — и женщины в науке, и женщины в техпреде, и наставничество, и господдержка.

«Сейчас перед нами стоит задача достижения технологического суверенитета, и нам надо организовать технологические цепочки. Единственный ресурс, который сейчас может помочь нам сделать что-то новое — наши студенты и аспиранты. Люди, которые в этих проектах участвуют, идут туда не потому, что им сказали или поручили, а потому, что им это нравится, потому что это то, чем они хотят заниматься. И дело не в деньгах, не в поощрениях. Это просто желание жить. А жить можно, только когда мы делаем любимое дело», — подытожила встречу Дарья Кирьянова.

СПРАВКА

Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» (ПУТП) направлен на массовое вовлечение обучающихся в технологическое предпринимательство и серийное создание технологических компаний в стенах университетов. Федеральный проект реализуется Минобрнауки России при участии ведущих институтов развития страны.

За 2022–2024 годы федеральный проект охватил 78 российских регионов, к нему подключились 427 вуза по всей стране, а его участниками стали свыше 600 тыс. человек. Общий объем привлеченных частных инвестиций составил более 1,3 млрд рублей. 85 тыс. студентов прошли тренинги предпринимательских компетенций, 280 тыс. — прокачали свои проекты и бизнес-идеи в рамках акселераторов и «Предпринимательских Точек кипения». Открыты 22 университетские стартап-студии. По грантовой программе «Студенческий стартап» 2500 проектов получили по 1 млн рублей. Для частных инвесторов действует программа возмещения части инвестиций, по ней государство возвращает до 50% средств, вложенных в университетский стартап.

Контакты пресс-службы