Женщины – руководители, ученые, студентки. На выставке «Россия» прошла дискуссия в честь Международного дня женщин и девочек в науке

Выступление заместителя Министра науки и высшего образования РФ Дарьи Кирьяновой на публичной дискуссии
Выступление заместителя Министра науки и высшего образования РФ Дарьи Кирьяновой на публичной дискуссии

В открытом лектории Российского общества «Знание» прошла публичная дискуссия о возможностях студенток развиваться в качестве ученых, технологических предпринимателей, руководителей. Инициатором встречи стала заместитель Министра науки и высшего образования РФ Дарья Кирьянова. Ее поддержали и выступили в качестве спикеров заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Людмила Скаковская; заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Екатерина Харченко, президент фонда профессиональных инициатив «Женщины атомной отрасли» Евгения Еньшина. Дискуссию модерировала член Совета Евразийского женского форума при Совете Федерации РФ Елена Мякотникова.

«Женская научная повестка — это не про гендерное соревнование, не про феминизацию отрасли, и не про попытку женщин-ученых выйти на передний план, — уточнила Дарья Кирьянова. — Сейчас пока еще часто слышишь, что „на лидирующих позициях в образовании и науке женщин традиционно меньше“. К слову, только 10% ректорского состава вузов первой сотни в России — женщины. Так почему бы „традицию“ не усовершенствовать во благо будущего развития и всеобщего прогресса? Ищущий — найдет, возможностей в России для реализации своего интеллектуального и исследовательского потенциала — масса».

Как куратор федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» Дарья Кирьянова привела статистику о студентках и аспирантках в техпреде. Девушки составляют около 30% от общего числа вовлеченных в федпроект. При этом в тренингах предпринимательских компетенций их участвует больше, чем парней. В шорт-лист ТОП-50 лучших университетских стартапов в 2023 году вошли 14 проектов, возглавляемых женщинами. Из 2300 участников, подавших заявки для участия во Всероссийском рейтинге университетских стартапов в 2023 году, девушек — 956. Кроме того, женщины возглавляют 10 из 38 центров трансфера технологий и составляют около 50% их штата, обеспечивая сотрудничество вузов и реального сектора экономики.

Уникальную возможность для всех студенток получить персональные рекомендации и опыт от успешных женщин-лидеров России предоставляет другой проект Минобрнауки России «Женщины: Школа наставничества». О ходе его реализации рассказала заместитель Министра Ольга Петрова, которая и сама выступает наставницей для студентки.

«Очень часто у девушек возникает вопрос: а вообще возможно иметь семью и карьеру, как все успеть? И, на мой взгляд, наставничество в этом отношении очень важно. Когда рядом есть пример, есть тот, кто вовремя подскажет, поможет и поддержит, покажет, что это не страшно, все возможно», — отметила Ольга Петрова, приведя личный пример.

О том, что меры государственной поддержки сейчас стимулируют студенток к созданию собственных проектов, говорила заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Екатерина Харченко.

«Речь не о том, девушки мы или мужчины, речь о компетентности, профессионализме и постоянном самосовершенствовании на благо страны, благо людей и общества. Сейчас студенты могут получать стипендии и государственные деньги при реализации своих инициатив, проектов, особенно когда дело касается направления высоких технологий. И иногда суммарный объем поддержки молодого человека со студенческой скамьи превышает заработную плату ассистента, лаборанта и даже преподавателя кафедры».

После выступлений спикеров микрофоны взяли студентки. Их интересовали все заявленные темы — и женщины в науке, и женщины в техпреде, и наставничество, и господдержка.

«Сейчас перед нами стоит задача достижения технологического суверенитета, и нам надо организовать технологические цепочки. Единственный ресурс, который сейчас может помочь нам сделать что-то новое — наши студенты и аспиранты. Люди, которые в этих проектах участвуют, идут туда не потому, что им сказали или поручили, а потому, что им это нравится, потому что это то, чем они хотят заниматься. И дело не в деньгах, не в поощрениях. Это просто желание жить. А жить можно, только когда мы делаем любимое дело», — подытожила встречу Дарья Кирьянова.

СПРАВКА

Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» (ПУТП) направлен на массовое вовлечение обучающихся в технологическое предпринимательство и серийное создание технологических компаний в стенах университетов. Федеральный проект реализуется Минобрнауки России при участии ведущих институтов развития страны.

За 2022–2023 годы федеральный проект охватил 78 российских регионов. 85 тыс. студентов прошли тренинги предпринимательских компетенций, 280 тыс. — прокачали свои проекты и бизнес-идеи в рамках акселераторов и «Предпринимательских Точек кипения». Открыты 22 университетские стартап-студии. По грантовой программе «Студенческий стартап» 2500 проектов получили по 1 млн рублей. Для частных инвесторов действует программа возмещения части инвестиций, по ней государство возвращает до 50% средств, вложенных в университетский стартап.

Контакты пресс-службы