Как из центра молодежных тусовок Томска удалось сделать первый в стране студенческий бизнес-инкубатор, через который за 20 последующих лет прошли сотни проектов с общим оборотом в миллиарды рублей, — в обзоре РИА Томск.
Здание на улице Красноармейской, 147 в Томске за последние десятилетия повидало разное: в свое время здесь была столовая, затем ночной клуб, а 2004 году открылся студенческий бизнес-инкубатор «Дружба» (СБИ) Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР).
Межвузовский студенческий бизнес-инкубатор «Дружба» стал первым студенческим бизнес-инкубатором в России. Он помогает молодежи формировать команды, разрабатывающие наукоемкую продукцию, производить и выводить на рынок инновационные приборы и изделия.
В штате БИ работают эксперты в области маркетинга и бизнес-планирования, привлечения инвестиций и комплексного сопровождения бизнес-проектов, юриспруденции и защиты интеллектуальной собственности, оценки бизнеса и информационного сопровождения проектов резидентов.
«Совпали векторы…»
В четверг, 21 марта, в медиацентре РИА Томск собрались нынешние резиденты и выпускники бизнес-инкубатора ТУСУРа. Вместе с директором СБИ Глебом Садыковым они вспомнили, как зарождались их проекты, как вообще происходило становление «Дружбы» и почему бизнес-инкубатор стал залогом успешной карьеры технологического предпринимателя для многих томских студентов.
«Здание на Красноармейской существует, кажется, с 70-х. Недавно мы нашли архивные фотографии. Здесь располагалась столовая, потом несколько ночных клубов — в нулевые это был активный центр молодежных тусовок. Почему затем решили открыть БИ? Примерно с 1996 года ТУСУР начал продвигать тему наукоемкого предпринимательства, вокруг вуза возник пояс научно-инновационных компаний», — рассказывает Садыков.
Здание на Красноармейской изначально находилось в собственности ТУСУРа, затем его передали в пользование, а в 2004 году благополучно вернули вузу. Как только это произошло, ТУСУР открыл на этой площадке студенческий бизнес-инкубатор — это случилось 4 сентября 2004 года.
По словам Садыкова, через СБИ в статусе резидентов прошли примерно 350 проектов, были созданы 120 компаний, как минимум 10 из них работают на международном рынке. А в последние два года компании вообще растут как грибы благодаря федеральному проекту «Платформа университетского технологического предпринимательства».
«Совпали векторы, и стало проще создавать ООО. Так, в 2023 году в ТУСУРе создано 29 компаний, в 2022 — больше 20… Когда мы говорим про предпринимательство, слово „студенческое“ звучит гордо, но, наверное, неправильно. В данном случае это университетское предпринимательство, потому что за студентами стоят сотрудники вузов, которые им помогают с идеями и разработками», — уточняет директор СБИ.
И добавляет, ссылаясь на сайт СБИ, что оборот компаний, созданных выпускниками бизнес-инкубатора, составляет 1,5 млрд рублей в год.
Ориентация на рынок
Бизнес-инкубатор работает не только для тусуровцев, но и для любого студента Большого университета Томска. Чтобы стать резидентом, необходимо подать заявку на конкурс проектов СБИ, который проводится два раза в год. От проекта требуется, чтобы он был «под коммерциализацию», то есть ориентирован на рынок, а не на фундаментальную науку.
В случае победы студент или группа студентов получают доступ к структуре инкубатора, в том числе к офису, оборудованию, различным услугам.
«Самое главное — это то, что мы организуем деятельность, которая помогает резидентам двигаться дальше. Срок размещения в СБИ — три года, и за это время ребятам надо много успеть. Хотя нам гораздо раньше становится ясно, выйдет компания на рынок или останется реально студенческим проектом», — добавляет Садыков.
«Раз в инкубаторе сказали надо, значит надо…»
За 20 лет межвузовский бизнес-инкубатор накопил немало историй успеха. Одну из таких рассказал выпускник СБИ Николай Песегов. Его актуальная должность — основатель и генеральный директор компании «Телебриз».
Николай Песегов, генеральный директор компании «Телебриз»: «История началась с того, что я, будучи сотрудником компании „Элекард“ (занимается разработкой программного обеспечения для кодирования, декодирования, обработки, передачи и приема видео и аудио в различных форматах. — Ред.), занимался разработкой ПО и руководил соответствующим отделом.
В то время «Элекард» и ТУСУР совместно запускали проект по исследованию и последующей коммерциализации продукта на рынок — он был связан с доставкой контента через распределенные сети. Было решено, что это направление будет запущено как отдельная компания, а я буду основателем и руководителем.
Проект заключается в том, что мы создаем продукт, который позволяет операторам связи, сотовым операторам и цифровым провайдерам предоставлять услугу цифрового телевидения своим абонентам. Что-то по типу «Нетфликс». Мы даем софт, они загружают контент и работают со своими абонентами напрямую.
Бизнес-инкубатор пришелся кстати, потому что мы не обладали большим бюджетом. В итоге СБИ помог нам с офисом. Это было примерно в 2014–2016 годах. Потом мы переехали в лабораторию ТУСУРа — в здание напротив. Появилась выручка.
В свое время мы привлекли венчурные инвестиции. На самом деле в тот момент мы не понимали, зачем нам венчурные деньги, но раз в инкубаторе учат, что надо привлекать, значит так и сделаем. Написали в несколько венчурных фондов, один приехал и проинвестировал.
На сегодняшний день у нас клиенты более чем в 90 странах мира. И, несмотря на текущую ситуацию, продолжаем развиваться и разрабатывать новые территории».
Научить и направить
Как рассказывает Глеб Садыков, в настоящее время по всей России работа с венчурными фондами поставлена на паузу, а фокус проектов, особенно тех, что на ранней стадии, смещен в сторону инвестиций от институтов развития.
«Это, например, Фонд содействия инновациям. Он вообще спонсор всех проектов, которые хотят попробовать „в коммерциализацию“. Мы готовим наших резидентов, они получают „УМНИК“ и „Студенческий стартап“ (конкурсы-программы для поддержки коммерчески ориентированных научно-технических проектов молодых исследователей. — Ред.) и дальше идут — в развитие и коммерциализацию», — говорит Садыков.
Впрочем, эксперты СБИ не помогают резидентам писать заявки на эти и другие конкурсы Фонда содействия инновациям — это, как отмечает директор бизнес-инкубатора, дело нехитрое.
«Не пишем, но разбираем, обучаем, сводим с нужными людьми. И не стоит забывать про инструмент „технологический акселератор“. Ребята заходят туда и получают всю необходимую базу — что делать с идеей, как составить бизнес-план, как просчитать экономику и куда подавать заявки. Конкретно идут тренировочные сессии», — поясняет Садыков.
Выпускники и новая смена
Основатель компании «Икстроник» Семен Шкарупо рассказал, что и его фирма примерно 10 лет назад была резидентом межвузовского студенческого бизнес-инкубатора ТУСУРа.
Семен Шкарупо, основатель компании «Икстроник»: «Мы занимаемся зарядными станциями для автомобилей. В те годы это была „узкая“ тема, электромобили казались чем-то непонятным. Но мы развивались и стали резидентами СБИ.
В первую очередь был вопрос с помещением — в бизнес-инкубаторе нам дали офис, даже больше, чем мы просили. Были разные казусы, например, во время экспериментов мы пару раз обесточивали весь первый этаж. Нас не ругали — понятно же, что мы ищем верное решение для нашего продукта.
Я сам по себе технарь, поэтому юридические и бухгалтерские моменты мне были скучны и непонятны. В СБИ помогли со всем разобраться.
В настоящее время мы сотрудничаем со всеми крупными производителями зарядных станций в России. Они у нас покупают софт или отдельные блоки, которые раньше закупались за рубежом. В Томске и Сибири производители — это только мы».
В числе новых резидентов СБИ — компания LeamScan. Как указано на сайте бизнес-инкубатора, цель проекта состоит в цифровой трансформации индустрии одежды с помощью прогрессивных AR/VR технологий и алгоритмов машинного обучения.
Основатель проекта Лев Шилов объясняет, что с определенной идеей его команда получила резидентство в декабре 2021 года.
Лев Шилов: «Изначально проект был про 3D-сканированию стопы человека, чтобы затем изготавливать ортопедические стельки, обувь. Но в процессе мы поняли, что в РФ мало таких предприятий — рынок небольшой.
Сделали разворот нашей темы. Поучаствовали в акселераторе, где эксперты помогли сориентироваться с новым направлением — сканирование тела для определения точных размеров. Эксперты поддержали, предложили пойти на «Студенческий стартап». Победили, получили 1 млн рублей.
Открыть ООО просто, а потом что дальше делать… Вот тут и начинаются проблемы, потому что нужен устав, бухгалтерский баланс, нужно понять, как это все работает. СБИ как раз предоставляет эту форму поддержки.
Из двух человек команда выросла до шести. Сделали мобильное приложение, сделали отдельное решение для подбора одежды.
Продукт решает следующую проблему: люди заказывают одежду в интернете все чаще и чаще, что-то не подходит по размеру, машины возят одежду туда-сюда. Наше решение — для уменьшения затрат на логистику при почтовых отправках одежды.
Само техническое решение представлено в такой форме: человек заходит на сайт, видит размеры, видит одежду. Открывается небольшое окошечко, пользователь отвечает на вопросы — рос, вес и так далее. После этого генерируется модель, которая позволяет понять, одежда какого размера этого конкретного производителя подходит покупателю.
В настоящее время ведем диалог с компаниями, которые являются крупными дистрибьюторами одежды. Наше решение планируется интегрировать в их магазины».