Цифровая платформа TestU.online поможет подросткам и психологам

Цифровая платформа TestU.online поможет подросткам и психологам
В школах Владивостока идет внедрение цифрового сервиса «TestU.online». Платформа разработана аккредитованной IT-компанией ООО «Лаборатория Систем Саморазвития» — проект вошел в ТОП-100 Федерального конкурса «Сильные идеи Нового времени» АСИ.

Уникальный проект

Программа АНО «Центр социально-психологического развития»» ориентирована на подростковую и студенческую аудиторию и позволяет оперативно, на локальном уровне, решать непростые психологические проблемы так называемого переходного возраста. Уникальный кейс поможет выявлять факты буллинга и работать над снижением суицидальных рисков и случаев деструктивного поведения подростков. Педагоги, психологи, родители получили ресурс, главная задача которого — поддержать ребенка в ситуации на грани.

Платформа стала победителем Президентской премии МЫВМЕСТЕ в специальной номинации компании VK «IT волонтер» и уже внедрена в семи субъектах РФ, в том числе и в приморской столице.

Хочу поговорить

Как часто подрастающий человек сталкивается с несовершенством взрослого мира, проблемами большими и маленькими, неизбежными и невыносимыми. Вот лишь несколько коротких историй. 14-летний Максим замкнулся в себе, потому что его никто не слышит. Окрик учителя — «Почему не в форме?!», издевки одноклассников — «Куда пошел, ботан?», недовольство и «глухота» родителей — «Опять играешь вместо того, чтобы делом заняться?» А вот и 15-летняя Кристина, она испытывает сильнейший стресс на пробном ЕГЭ. Переживает — а как же будет на настоящем экзамене? Сразу в обморок? Старшеклассник потерялся и не знает, какую выбрать профессию, считая себя неполноценным. А 12-летняя Ольга не может пережить развод родителей. В голове у подростков вертятся назойливые мысли: «Мне больно, я один!», «Я всего лишь тень, вокруг меня больше нет людей!». Так может дойти до непоправимого.

Идея прийти на помощь детям в трудных психологических ситуациях родилась в светлых умах экспертов «Лаборатории Систем Саморазвития» — резидента инновационного центра «Сколково». Изначально новый продукт — цифровая платформа TestU.online была просто инструментом школьного психолога, призванным существенно повысить эффективность его работы.

«В разработке платформы приняли участие эксперты психологи из РГПУ им. А. И. Герцена, — рассказывает генеральный директор ООО „ЛССР“ Павел Купреев. — Они определили так называемые точки боли — с чем чаще всего в работе с подростками сталкиваются педагоги и психологи. Был проведен социологический опрос, сформирован перечень проблем молодежи, подобран диагностический материал, рекомендации. Результаты большой системной работы упаковали в один кейс».

За развитие проекта взялись сотрудники АНО «Центр социально-психологического развития», они смогли значительно расширить возможности специализированной программы.

В результате TestU.online стал удобным и понятным сервисом и для взрослых, и для детей — он всем упрощает жизнь. Это эффективная помощь для школьных психологов, на плечи которых ложится огромная нагрузка: сотни, а то и тысячи учеников, у каждого — свои особенности. Платформа позволяет автоматизированно проводить психодиагностику в форме тестирования. Быстро выявлять детей, оказавшихся в группе риска. Все происходит в десятки раз быстрее, чем при тестировании старыми методами. Обученный психолог знает, что делать, если ребенок попадает в эту категорию.

Здесь будет уместен пример статистики от уполномоченного по правам ребенка в Приморском крае. Так, в 2021 году в регионе зафиксировано 109 попыток суицида среди подростков. 98 удалось предотвратить, 11 детей ушли из жизни. В 2023 году — 12 самоубийств. Тревожные цифры. Как их свести к нулю?

Создатели цифровой платформы и специалисты АНО «ЦСПР» уверены — статистику можно и нужно менять. Они видят первые положительные результаты психодиагностики. Ребенок не остается один в подвешенном состоянии, его берут под защиту педагоги и психологи, подключаются и родители.

Нужно сделать первый шаг — познакомить аудиторию с цифровой платформой TestU.online. Школьники Владивостока от 12 лет и старше узнали о том, как начать общение с психологом, если тебе очень трудно. Первое — зарегистрироваться в мобильном телефоне по OR-коду, второе — завести личный кабинет, третье — нажать на кнопку «Хочу поговорить». Очень важно преодолеть себя, узнать, что проблемы — временные и тебе обязательно помогут.

Преодолеть рутину и недоверие

Просто внедрить новый цифровой продукт недостаточно. Участникам образовательного процесса необходимо осознать его пользу, выстроить доверительные отношения между психологами, детьми и родителями.

«Не все родители и дети знают, что психолог в школе есть, консультации и занятия — совершенно бесплатные, но главное — не зазорно обратиться к специалисту, он не несет в себе ничего негативного, — делится генеральный директор АНО „ЦСПР“ Кирилл Храмов. — Однако некоторые родители пугаются психодиагностики, встречаются ярые противники тестов. Мы подключаем родителей к этому процессу и создаем общий доверительный контакт со всеми».

«В случае если ребенку не нужна помощь школьного психолога, то и в регулярных тестированиях необходимости нет. Поэтому мы не только внедряем технологии, но и просвещаем. Приходим в школы на откровенный разговор, вместе с учениками смотрим социальные фильмы, обсуждаем. После чего часто дети впервые обращаются к психологу», — отмечает собеседник.

Один из точных ответов — зачем нужна платформа — дал ученик подмосковного лицея №3. «Это здорово, если каждый школьник в своем телефоне будет иметь психологическую поддержку!» — сказал он.

Психолог может уйти на каникулы, уехать в отпуск, а портал всегда поддержит связь в случае образовавшейся пустоты в общении. В целом TestU.online несет в себе новые знания. Дети начинают больше понимать о себе, о взаимоотношениях с родителями и сверстниками. Как можно достойно ответить школьному агрессору? Как не упасть в обморок на экзамене? Что делать, если в семье скоро появится младший ребенок? С помощью TestU.online можно получить ответы на самые волнующие вопросы.

Сегодня платформа TestU.оnline начала работать в 16 школах Владивостока, платформа собрала позитивные отклики. До конца марта платформа будет внедрена суммарно в 46 школах Владивостока.

Рисунок личности

Учитель начальных классов и начинающий психолог МБОУ «СОШ 73» Инга Тихонова рассказала, как столкнулась в своей практике с большим объемом информации. Рутину удалось преодолеть с помощью TestU.online.

«Была приятно удивлена, насколько просто устроена платформа, — пишет Инга Тихонова. — Старшеклассники быстро, легко и самостоятельно зарегистрировались по QR-коду. Имея свой личный кабинет, ученики могут всегда сделать запрос на разговор с психологом, пройти любой тест онлайн. Все это можно сделать в любом месте. Учащиеся очень позитивно реагируют на новшество».

«В TestU.оnline собраны самые эффективные и валидные тесты, которые можно комбинировать и применять различными способами. В индивидуальном консультировании сервис также очень информативен. При правильном применении тестовых методик можно увидеть уникальный психологический рисунок личности, выбрать пути психологической коррекции в самом начале психотерапии, что значительно сокращает время для уточнения проблемы клиента. Сервисом пользуюсь регулярно и с реальной практической пользой. Рекомендую практикующим психологам», — ответила педагог-психолог МБОУ «СОШ 61» Владивостока Юлия Щепина.

Проект активно поддерживается администрацией Владивостока. Начальник управления образования Максим Кильчевский полагает, что новая система позволяет своевременно реагировать на рисковые случаи. Проблемы ребенка, который скрывается в гаджетах и соцсетях, можно заметить не сразу.

«Цифровая платформа — огромное подспорье для психологов, шанс пойти современным, быстрым, надежным путем. И важно, чтобы ребенок доверял психологу, в этом как раз помогает данное приложение», — добавил Максим Кильчевский.

Мэр города настолько впечатлен проектом TestU.online, что предлагает рассмотреть вопрос об увеличении количества школ — пользователей программным комплексом.

«Задача состоит в том, чтобы на территории города сформировался единый подход к решению проблем, связанных с такими явлениями, как буллинг, суицидальные попытки, деструктивное поведение, — подчеркнул глава администрации Владивостока Константин Шестаков. — Главное, чтоб школы работали на предупреждение подобных ситуаций и смогли вовремя оказать помощь ребенку, родителю и педагогу».

Заслон травле

В апреле генеральный директор АНО «Центр социально-психологического развития» с коллегами приезжают во Владивосток. Цель поездки — донести детям важность и доступность психологической помощи. Для этого нужно в формате очных публично-массовых мероприятий подробно поговорить с пользователями TestU.online, провести обучающие тренинги с просмотром социальных фильмов.

«Кроме того, мы запускаем в школах Владивостока эксклюзивную программу „Школьный амбассадор“, — объяснил Кирилл Храмов. — В роли амбассадора видим ребенка — активного, продвинутого, неравнодушного, чуткого, наблюдательного — человеческие качества будут иметь большое значение. Программа придумана для того, чтобы бороться с буллингом на всех уровнях».

Амбассадор — некий авторитетный подросток, с которым специалисты АНО «ЦСПР» будут находиться в тесном контакте, снабжать его необходимыми материалами для информирования других детей о доступных и безопасных способах борьбы с теми или иными проблемами. Программа даст возможность сообщить анонимно о случаях буллинга, обеспечивая централизованный контроль над школами.

«Ситуация у нас экстренная. Детей, которые как подвергаются травле, так и в ней участвуют, много, — комментирует Уполномоченный по правам ребенка в Приморском крае Ольга Романова. — К буллингу подключаются и учителя. Такое положение дел — проявление крайне опасной угрозы, от которой не смогут защитить детей турникеты, охранники. Отчаявшийся подросток, у которого нет понимания родителей и учителей, может долго копить в себе обиду на окружающих. Но не бесконечно. Детям нужна духовная связь, понимание на эмоциональном уровне».

«Каждый ребенок достоин получения психологической помощи. Мы видим, что у детей действительно бывают разные проблемы в жизни, иногда они не в состоянии с ними справиться самостоятельно. Так быть не должно», — заключает Кирилл Храмов.

СПРАВКА

Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» (ПУТП) направлен на массовое вовлечение обучающихся в технологическое предпринимательство и серийное создание технологических компаний в стенах университетов. Федеральный проект реализуется Минобрнауки России при участии ведущих институтов развития страны.

За 2022–2024 годы федеральный проект охватил 78 российских регионов, к нему подключились 427 вуза по всей стране, а его участниками стали свыше 600 тыс. человек. Общий объем привлеченных частных инвестиций составил более 1,3 млрд рублей. 85 тыс. студентов прошли тренинги предпринимательских компетенций, 280 тыс. — прокачали свои проекты и бизнес-идеи в рамках акселераторов и «Предпринимательских Точек кипения». Открыты 22 университетские стартап-студии. По грантовой программе «Студенческий стартап» 2500 проектов получили по 1 млн рублей. Для частных инвесторов действует программа возмещения части инвестиций, по ней государство возвращает до 50% средств, вложенных в университетский стартап.

По грантовой программе «Студенческий стартап» в 2022 году отобрана 1000 проектов, которые получат по 1 млн рублей. В 2023 году планируется поддержать уже 1500 стартапов. Оператором конкурса «Студенческий стартап» является Фонд содействия инновациям. Конкурс запущен для развития предпринимательских компетенций среди студентов.

Контакты пресс-службы