Студенты из Югры разработали VR-тренажер для обучения нефтяников

Обучающий тренажер с применением технологии виртуальной реальности
Обучающий тренажер с применением технологии виртуальной реальности
В Ханты-Мансийском АО будущих работников нефтегазовой промышленности теперь готовят с применением технологий виртуальной реальности. Студенты Югорского государственного университета при поддержке федпроекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» смогли создать и внедрить в учебный процесс VR-тренажер для отработки практических производственных задач.

Идея создать обучающий тренажер с применением технологии виртуальной реальности к студенту Югорского госуниверситета Кириллу Загайкевичу пришла на втором курсе. В рамках учебного процесса ребятам нужно было выбрать тему для проектной деятельности: Кирилл решил не искать легких путей и, вместо того чтобы взять готовую идею, предложил свою. В работу включились коллеги по вузу — Никита Вторушин, Дмитрий Любченко и Михаил Плотников.

«Мне захотелось сделать что-то, что в будущем могло быть интегрировано в процесс учебы. Выбор пал на обучающие тренажеры виртуальной реальности, так как наглядность в образовательном процессе — именно то, чего мне самому не хватало в учебном плане. Заручился поддержкой своих товарищей-программистов, и мы вместе начали прорабатывать эту идею», — рассказывает Кирилл Загайкевич.

VR-технологии формируют искусственную действительность с помощью технических средств, имитируя воздействие человека на внешнюю среду и реакцию на это воздействие. Убедительность виртуальной реальности обеспечивается за счет того, что весь процесс происходит в режиме реального времени, а воздействие на объекты VR полностью соответствует реальным законам физики (гравитация, инерция, сопротивление, отражение и др.).

Воплотиться в жизнь проекту помогла поддержка федпроекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Команда получила грант от Фонда содействия инновациям по программе «Студенческий стартап» в размере 1 млн руб. В последующем, под реализацию идей учредили компанию «Невитех». Проект завоевал приз зрительской симпатии фонда «Мой бизнес-Югра» в акселерационной программе фонда Сколково «Навигатор-Инноватора» и занял 210-е место в Всероссийском рейтинге ТОП-1000 университетских стартапов.

Первыми опробовать технологию в деле авторы проекта решили в альма-матер. Сегодня студенты профильных специальностей Югорского госуниверситета осваивают практические навыки на VR-тренажере, разработанным компанией «Невитех». Надев VR-очки и взяв в руки контроллеры, пользователь погружается в цифровую среду, где точно воспроизводятся разные локации и условия с производственными задачами. Для лучшего опыта предусмотрены обучающий и экзаменационный режимы.

«Многим людям проще запоминать информацию через движения или зрительно, чем что-либо заучивать, поэтому такие тренажеры — отличное предложение для обучения», — говорит Кирилл Загайкевич. — «В них можно проработать самые разные сценарии, внедряется возможность моделирования аварийных ситуаций, которые в реальности в тренировочных целях создать невозможно».

Безопасность — важнейшая особенность VR-тренажера. Нефтегазовое оборудование относится к объектам повышенной опасности, неумелое обращение с ним может нанести вред как человеку, так и окружающей среде. В виртуальной реальности такие объекты безвредны, при этом работать с ними можно «по-настоящему». Кроме того, тренажеры позволяют освоить работу в разных климатических условиях и локациях. Находясь, к примеру, в Московской области, можно «тренироваться» на месторождениях Югры или любых других производственных объектах. Еще одно важное преимущество — экономическое.

«Учебные макеты для промышленности могут стоить от 5 до 10 млн руб. Абонентская плата за наш тренажер стоит от 200 тыс. руб. в год за одно рабочее место — компьютер, VR-шлем и контроллеры — это компактная, удобная и дешевая альтернатива. При этом по эффективности отработка навыков на VR-тренажере ничуть не уступает традиционным средствам обучения», — отмечает Кирилл Загайкевич.

Сейчас стартап «Невитех» готовится к выходу на большой рынок — ребята ищут специалистов в команду, налаживают профессиональные связи и готовятся к реализации первых серьезных заказов.

По словам Кирилла Загайкевича, на российском рынке есть несколько компаний, которые предлагают похожий продукт, но у «Невитех», по сравнению с ними, есть ряд преимуществ. Это разнообразие сценариев, качественная детализация изображения и меньшая требовательность к ресурсам компьютера. Кроме того, ребята готовы работать на индивидуальной основе и разрабатывать обучающие программы специально под запрос заказчиков.

СПРАВКА

Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» (ПУТП) направлен на массовое вовлечение обучающихся в технологическое предпринимательство и серийное создание технологических компаний в стенах университетов. Федеральный проект реализуется Минобрнауки России при участии ведущих институтов развития страны.

За 2022–2023 годы федеральный проект охватил 78 российских регионов. 85 тыс. студентов прошли тренинги предпринимательских компетенций, 280 тыс. — прокачали свои проекты и бизнес-идеи в рамках акселераторов и «Предпринимательских Точек кипения». Открыты 22 университетские стартап-студии. По грантовой программе «Студенческий стартап» 2500 проектов получили по 1 млн рублей. Для частных инвесторов действует программа возмещения части инвестиций, по ней государство возвращает до 50% средств, вложенных в университетский стартап.

По грантовой программе «Студенческий стартап» в 2022 году отобрана 1000 проектов, которые получат по 1 млн рублей. В 2023 году планируется поддержать уже 1500 стартапов. Оператором конкурса «Студенческий стартап» является Фонд содействия инновациям. Конкурс запущен для развития предпринимательских компетенций среди студентов.

Контакты пресс-службы