Российские университеты в регионах формируют экосистемы студенческого предпринимательства

Форум «ТехПред 2024», панельная дискуссия
III Всероссийского форума технологического предпринимательства «ТехПред 2024», панельная дискуссия «Современный университет и студенческое предпринимательство: опыт, результаты, будущее»
Как стартап-проекты становятся частью учебной программы вузов, обсудили представители региональных университетов на форуме «ТехПред 2024».

Опытом формирования студенческого предпринимательства представители региональных вузов делились на стратегической сессии «Современный университет и студенческое предпринимательство: опыт, результаты, будущее», организованной Самарской областью в рамках III Всероссийского форума технологического предпринимательства.

Ректор Самарского национального исследовательского университета им. ак. С. П. Королева Владимир Богатырев подчеркнул: «Российские вузы и Самарский университет имени Королева, в частности, очень заинтересованы в реализации федерального проекта. В самарском регионе создана целая экосистема технологического предпринимательства — это инновационный фонд Самарской области, венчурный фонд, экономическая зона в Тольятти, индустриальные парки и многое другое. Наша задача — сделать так, чтобы техпред активно развивался и в университетах — крупных, средних и малых — в рамках образовательного процесса. И чтобы созданные в университетских стенах стартапы успешно миновали „долину смерти“ и производили полезную для общества продукцию, оказывали услуги, создавали сервисы».

В настоящее время в федпроект по развитию техпреда в России вовлечено более 420 университетов России, и у каждого вуза — свой собственный путь реализации стартап-проектов. Так, Оренбургский университет в числе первых в 2022 году запустил и освоил практику бесшовного перехода проектов из университета в стартап-студию и обратно.

«Основной задачей для нас было перейти от исключительно научно-исследовательской работы, эффективность которой исчисляется в основном количеством публикаций в топовых научных журналах, к созданию активов университета, к решению задач, которые перед нами ставит регион. Новую компетентность для нас обеспечило создание стартап-студии. Участие в федеральном проекте по техпреду открыло для университета возможности интеграции наших студентов, выполнявших исследовательские проекты, в процесс решения бизнес-задач. Это позволило нам реализовать принцип бесшовности перехода из образовательного процесса к предпринимательству», — сказала директор Института управления проектами Оренбургского госуниверситета Татьяна Ольховая. По ее словам, среди выходцев из ОГУ уже есть стартапы-миллионеры, которые вошли в число лучших стартапов и получили гранты.

Самарский университет поделился опытом реализации индивидуальных образовательных траекторий в области студенческого предпринимательства. В 2020 году вуз сформировал базу локальных нормативных актов, которые позволили интегрировать выпускные квалификационные работы (ВКР) в виде стартапа в процедуры государственной итоговой аттестации. В 2021 году состоялись первые 12 защит. Всего за четыре года студенты защитили 171 выпускную квалификационную работу в формате стартап проекта.

«Опираясь на собственный опыт, мы считаем, что подготовку предпринимателей необходимо вести не в рамках дополнительного профессионального образования в вузе, а внутри основных образовательных программ. В Самарском университете проект по внедрению индивидуальных образовательных траекторий уже запущен. Безусловно, есть и сложности. Если программа технологического предпринимательства реализуется в течение длительного периода, часть студентов теряют мотивацию, и рассчитывать на то, что к моменту выпуска весь студенческий коллектив выйдет на защиту ВКР в формате стартап проектов и успешно защитится, к сожалению, мы не можем. Поэтому, на наш взгляд, продуктивно было бы внедрять такие программы на выпускных курсах», — сказала проректор университета Виктория Болгова.

О развитии техпреда в небольшом вузе рассказала ректор Поволжского государственного университета сервиса Любовь Выборнова. «В модели реализации акселератора в нашем вузе мы сделали ставку на развитие собственных наставников и трекеров, не привлекали их со стороны, а воспитывали своих. Это позволило нам сформировать особую предпринимательскую среду внутри университета», — сказала она. Стартап студента университета сервиса Антона Прокопенко в этом году вошел в ТОП-50 стартапов федерального проекта и борется за право войти в десятку лучших.

О партнерстве государства и бизнеса в области развития университетского техпреда рассказали представители крупнейших компаний и федеральной власти — исполнительный директор Центра перспективных направлений бизнеса «Сбербанка» Алина Мяло, директор Проектного офиса по развитию молодежного предпринимательства в образовательных организациях высшего образования Минобрнауки России Ольга Серебрянникова и директор Открытого университета Сколково Екатерина Морозова.

В диалоге участвовали и гости Форума. Так, старшекурсник Пермского политеха Никита рассказал, что на 4 курсе создал свой проект, но это мешает в учебе, и спросил, допустимы ли преференции в образовательном процессе для стартаперов.

«Со стороны университетов предлагаются инструменты, которые позволяют решать такие вопросы — это академические отпуска, пересдачи и др. Но и эти сложности — тоже часть учебы. Ведь круто, когда ты сам можешь решить такие вопросы — это, во-первых, развитие компетенции договариваться, во-вторых — желание побеждать и тренировка воли к победе. Поэтому я нахожу этот процесс образовательным», — сказал директор стартап-студии Оренбургского государственного университета Антон Реховский.

СПРАВКА

Всероссийский форум технологического предпринимательства является главной площадкой страны для обсуждения новых и эффективных подходов к коммерциализации исследований, созданию стартапов и развитию технологического предпринимательства в российских университетах. Мероприятие проводится с 2022 года и является итоговым ежегодным событием федерального проекта Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Платформа университетского технологического предпринимательства».

Организаторами мероприятия являются операторы федерального проекта. Соорганизатором Форума в 2024 году стал Департамент предпринимательства и инновационного развития города Москвы. Регионы-партнеры — Республика Татарстан и Самарская область.

Подробнее о Форуме «ТехПред» — univerforum.ru


Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» (ПУТП) направлен на массовое вовлечение обучающихся в технологическое предпринимательство и серийное создание технологических компаний в стенах университетов. Федеральный проект реализуется Минобрнауки России при участии ведущих институтов развития страны.

За 2022–2024 годы федеральный проект охватил 78 российских регионов, к нему подключились 427 вуза по всей стране, а его участниками стали свыше 600 тыс. человек. Общий объем привлеченных частных инвестиций составил более 1,3 млрд рублей. 85 тыс. студентов прошли тренинги предпринимательских компетенций, 280 тыс. — прокачали свои проекты и бизнес-идеи в рамках акселераторов и «Предпринимательских Точек кипения». Открыты 22 университетские стартап-студии. По грантовой программе «Студенческий стартап» 2500 проектов получили по 1 млн рублей. Для частных инвесторов действует программа возмещения части инвестиций, по ней государство возвращает до 50% средств, вложенных в университетский стартап.

Контакты пресс-службы