Как стартап-проекты становятся частью учебной программы вузов, обсудили представители региональных университетов на форуме «ТехПред 2024».
Опытом формирования студенческого предпринимательства представители региональных вузов делились на стратегической сессии «Современный университет и студенческое предпринимательство: опыт, результаты, будущее», организованной Самарской областью в рамках III Всероссийского форума технологического предпринимательства.
Ректор Самарского национального исследовательского университета им. ак. С. П. Королева Владимир Богатырев подчеркнул: «Российские вузы и Самарский университет имени Королева, в частности, очень заинтересованы в реализации федерального проекта. В самарском регионе создана целая экосистема технологического предпринимательства — это инновационный фонд Самарской области, венчурный фонд, экономическая зона в Тольятти, индустриальные парки и многое другое. Наша задача — сделать так, чтобы техпред активно развивался и в университетах — крупных, средних и малых — в рамках образовательного процесса. И чтобы созданные в университетских стенах стартапы успешно миновали „долину смерти“ и производили полезную для общества продукцию, оказывали услуги, создавали сервисы».
В настоящее время в федпроект по развитию техпреда в России вовлечено более 420 университетов России, и у каждого вуза — свой собственный путь реализации стартап-проектов. Так, Оренбургский университет в числе первых в 2022 году запустил и освоил практику бесшовного перехода проектов из университета в стартап-студию и обратно.
«Основной задачей для нас было перейти от исключительно научно-исследовательской работы, эффективность которой исчисляется в основном количеством публикаций в топовых научных журналах, к созданию активов университета, к решению задач, которые перед нами ставит регион. Новую компетентность для нас обеспечило создание стартап-студии. Участие в федеральном проекте по техпреду открыло для университета возможности интеграции наших студентов, выполнявших исследовательские проекты, в процесс решения бизнес-задач. Это позволило нам реализовать принцип бесшовности перехода из образовательного процесса к предпринимательству», — сказала директор Института управления проектами Оренбургского госуниверситета Татьяна Ольховая. По ее словам, среди выходцев из ОГУ уже есть стартапы-миллионеры, которые вошли в число лучших стартапов и получили гранты.
Самарский университет поделился опытом реализации индивидуальных образовательных траекторий в области студенческого предпринимательства. В 2020 году вуз сформировал базу локальных нормативных актов, которые позволили интегрировать выпускные квалификационные работы (ВКР) в виде стартапа в процедуры государственной итоговой аттестации. В 2021 году состоялись первые 12 защит. Всего за четыре года студенты защитили 171 выпускную квалификационную работу в формате стартап проекта.
«Опираясь на собственный опыт, мы считаем, что подготовку предпринимателей необходимо вести не в рамках дополнительного профессионального образования в вузе, а внутри основных образовательных программ. В Самарском университете проект по внедрению индивидуальных образовательных траекторий уже запущен. Безусловно, есть и сложности. Если программа технологического предпринимательства реализуется в течение длительного периода, часть студентов теряют мотивацию, и рассчитывать на то, что к моменту выпуска весь студенческий коллектив выйдет на защиту ВКР в формате стартап проектов и успешно защитится, к сожалению, мы не можем. Поэтому, на наш взгляд, продуктивно было бы внедрять такие программы на выпускных курсах», — сказала проректор университета Виктория Болгова.
О развитии техпреда в небольшом вузе рассказала ректор Поволжского государственного университета сервиса Любовь Выборнова. «В модели реализации акселератора в нашем вузе мы сделали ставку на развитие собственных наставников и трекеров, не привлекали их со стороны, а воспитывали своих. Это позволило нам сформировать особую предпринимательскую среду внутри университета», — сказала она. Стартап студента университета сервиса Антона Прокопенко в этом году вошел в ТОП-50 стартапов федерального проекта и борется за право войти в десятку лучших.
О партнерстве государства и бизнеса в области развития университетского техпреда рассказали представители крупнейших компаний и федеральной власти — исполнительный директор Центра перспективных направлений бизнеса «Сбербанка» Алина Мяло, директор Проектного офиса по развитию молодежного предпринимательства в образовательных организациях высшего образования Минобрнауки России Ольга Серебрянникова и директор Открытого университета Сколково Екатерина Морозова.
В диалоге участвовали и гости Форума. Так, старшекурсник Пермского политеха Никита рассказал, что на 4 курсе создал свой проект, но это мешает в учебе, и спросил, допустимы ли преференции в образовательном процессе для стартаперов.
«Со стороны университетов предлагаются инструменты, которые позволяют решать такие вопросы — это академические отпуска, пересдачи и др. Но и эти сложности — тоже часть учебы. Ведь круто, когда ты сам можешь решить такие вопросы — это, во-первых, развитие компетенции договариваться, во-вторых — желание побеждать и тренировка воли к победе. Поэтому я нахожу этот процесс образовательным», — сказал директор стартап-студии Оренбургского государственного университета Антон Реховский.