Университетский стартап из Оренбурга создал специальную учебную буровую установку для обучения нефтяников

Александр Колиниченко, аспиранта Оренбургского государственного университета
Александр Колиниченко, аспиранта Оренбургского государственного университета
Продукт разработан при поддержке федпроекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» и будет выведен на рынок в первой половине 2025 года.

Стартап «Центр профессионального обучения» под руководством Александра Колиниченко, аспиранта Оренбургского государственного университета, вошел в ТОП-10 проектов «Платформы университетского технологического предпринимательства». Команда использует уникальную методику подготовки специалистов нефтегазовой отрасли при помощи учебной буровой установки, предлагая обучающимся помимо теории реальный практический опыт.

«Центр профессионального обучения» — образовательный проект, направленный на подготовку специалистов нефтегазовой отрасли с использованием учебной буровой установки. Стартап нацелен на решение проблемы нехватки квалифицированных кадров в нефтегазовой отрасли. Установка позволяет студентам освоить реальные условия бурения, развить физические навыки и подготовиться к решению производственных задач. 

Основатель стартапа, технологический предприниматель и молодой ученый из Оренбургского государственного университета Александр Колиниченко, говорит, что идея учебной буровой установки пришла к нему, когда он работал в должности заведующего учебно-производственной практики в одном из техникумов Оренбурга. Тогда студентов нефтегазовой отрасли обучали с помощью компьютерных тренажеров. Но виртуальные технологии, как выяснилось, не могут заменить реальный опыт.

«Цифровые тренажеры не дают почувствовать вибрацию вращения, усилие подачи инструмента, коллективную ответственность. Мне хотелось изменить это — и подготовить студентов к реальным условиям работы», — говорит предприниматель. 

Вместе с командой он разработал уникальную установку, которая позволяет обучающимся не только изучать теорию, но и получать практический опыт бурения в условиях, максимально приближенных к производственным. В отличие от виртуальных тренажеров, буровая установка решает главную проблему — недостаток практического опыта у студентов. Она, по словам руководителя стартапа, помогает развить ловкость, выносливость и силу, необходимые для работы в сложных условиях.

Александр Колиниченко впервые представил свой проект в 2019 году. Именно тогда он получил первый патент на учебную буровую установку с электроприводом. «Этот день стал переломным для меня. Мы успешно прошли этапы отбора, а я решил полностью посвятить себя проекту», — признается он.

Сегодня в ООО «Центр профессионального обучения» обучение уже прошли более 4000 человек, а выручка за 2024 год выросла более чем на 50% в годовом выражении. Стартап активно сотрудничает с предприятиями и помогает им решать проблему нехватки квалифицированных кадров через предоставление полного цикла обучения — от рабочих профессий до охраны труда и промышленной безопасности.

В 2022 году «Центр профессионального обучения» стал победителем конкурса «Студенческий стартап» — одного из инструментов поддержки начинающих предпринимателей от федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». В 2024 году на Всероссийском форуме технологического предпринимательства проект вошел в ТОП-10 лучших университетских стартапов страны.

«Я очень рад что мне выдалась честь отстаивать свой регион и свой проект в Москве. Тогда же я понял, что работа в найме мешает развитию моего проекта — и я принял правильное решение в пользу стартапа, который сейчас является моим основным местом работы», — поделился Александр Колиниченко.

В ближайшей перспективе команда ориентируется на создание инновационного учебного центра в Оренбургской области и открытие филиалов в других регионах. План-максимум — полностью заменить импортные услуги обучения в России и выйти на международный уровень в сотрудничестве с дружественными странами.

«На самом деле путь от идеи до стабильного бизнеса не прост. Но „Платформа университетского технологического предпринимательства“ помогает постоянно нам расти и расширять кругозор», — заключил предприниматель.

СПРАВКА

Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» (ПУТП) направлен на массовое вовлечение обучающихся в технологическое предпринимательство и серийное создание технологических компаний в стенах университетов. Федеральный проект реализуется Минобрнауки России при участии ведущих институтов развития страны.

За 2022–2024 годы федеральный проект охватил 78 российских регионов, к нему подключились 427 вуза по всей стране, а его участниками стали свыше 600 тыс. человек. Общий объем привлеченных частных инвестиций составил более 1,3 млрд рублей. 85 тыс. студентов прошли тренинги предпринимательских компетенций, 280 тыс. — прокачали свои проекты и бизнес-идеи в рамках акселераторов и «Предпринимательских Точек кипения». Открыты 22 университетские стартап-студии. По грантовой программе «Студенческий стартап» 2500 проектов получили по 1 млн рублей. Для частных инвесторов действует программа возмещения части инвестиций, по ней государство возвращает до 50% средств, вложенных в университетский стартап.


Всероссийский рейтинг ТОП-1000 университетских стартапов — перечень лучших университетских наукоемких разработок, который составляется и ежегодно обновляется в рамках федпроекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». В 2024 году в числе регионов-лидеров по числу участников ТОП-1000 — республика Татарстан (251 стартап), Москва (178), Санкт-Петербург (69 стартапов), Томская область (60) и Красноярский край (33).

Контакты пресс-службы