Из студентов в предприниматели: стартап-студии страны обсудили успешные практики

Из студентов в предприниматели: стартап-студии страны обсудили успешные практики
Как вовлекать университеты и крупные компании в процесс развития технологического предпринимательства на уровне регионов и вузов, обсудили руководители университетских стартап-студий в рамках кейс-сессии «Инфраструктура технологического лидерства: стартап-студии как кроссплатформенный ресурсный центр в университетах» на форуме U-NOVUS в Томске.

Один из самых острых для развития университетского техпреда вопросов: как находить кадры для стартап-студий, привлекать студентов, научных сотрудников и преподавателей вузов к предпринимательской деятельности. Ирина Халецкая, генеральный директор «Стартап-студии университетов Томска», рассказала, что иногда на решение стать стартапером у студентов уходит от 3 до 6 месяцев. Участников команд и будущих техпредов нередко приводит в студию «сарафанное радио». Работает также тренд на самостоятельность и мотивацию работать на себя, а не «на дядю». Одновременно существует проблема хантинга студентов из региональных стартап-студий в столицы. Сейчас в Томской стартап-студии задействованы около 140 человек и развиваются 36 проектов.

Далеко не все современные студенты готовы идти в техпред, многих пугают существующие риски. Антон Ряховский, который руководит «Стартап-студией Оренбургского государственного университета», рассказал, что для выявления «стоп-факторов» старта технологического стартапа он и его команда изучали поведение студентов и их мотивации.

«Мы обнаружили страх перед технологическим предпринимательством, для студентов не все понятно, их пугает неопределенность. Другие ребята озвучивали, что на рынке они смогут получать заработную плату больше. Студенты идут в курьеры, доставщики, получают здесь и сейчас хорошую прибыль», — констатировал он.

Тем не менее студии ищут инструменты для мотивации ребят делать выбор в пользу разработки новых технологий и создания собственного бизнеса. По словам Ряховского, «одним из них стала работа с профильными кафедрами, в рамках которой мы объяснили студентам, что они, еще не имея высшего образования, могут развивать профильные компетенции, работая над технологическим стартапом, при этом получать необходимый опыт и заработную плату». Студентам важно видеть промпартнеров, которые заинтересованы в их проектах, добавил он. 

Одной из задач университетских стартап-студий является помощь в поиске индустриальных партнеров для начинающих стартаперов. Для этого в том числе формируются домены проектов по отраслям, которые показываются крупным компаниям.

Развитию техпреда и продвижению проектов препятствует неразвитость венчурного рынка в стране. Как отметил Евгений Кирьянов, управляющий директор Фонда инфраструктурных и образовательных программ: «Если мы скажем, что развиваем какой-то технологический, не IT-стартап, то у него единственный путь — это дивиденды, то есть ему очень сложно продать себя, как акции корпорациям…. Даже маленький стартап должен изначально метить в то, что у него задача не продать себя как компанию, а сразу работать на то, чтобы делать крутой продукт, который будет покупаться потребителями дорого. В этом плане работа с индустриальным партнером — один из первых факторов для молодого стартапа».

Вячеслав Рыбакин, генеральный директор «Стартап-студии Астраханского государственного университета», отметил, что студенты быстрее адаптируются под реалии технологического предпринимательства, нежели преподавательский состав и научные сотрудники. Но только сообща они достигают синергетического эффекта, что способствует ускорению развития университетского стартапа.

«Стартап-студия — это процесс про качество, а не про количество. Мы не закрываем галочки, мы выстраиваем технологическое предпринимательство. Должен быть интерес, амбиции. Мы делаем акцент на человека, на его качества и желание развивать и развиваться», — сказал он.

Мансур Арсанукаев, генеральный директор Стартап-студии Грозненского ГНТУ, отметил, что иногда стартапы растут быстрее своей команды. Обучение команды, ее лидера, отслеживание прогресса — основные задачи студии сейчас. На студию влияет также специфика региона: например, в его регионе быть руководителем проекта в стартап-студии — знак качества управленческих навыков. Мансур Арсанукаев также отметил, что стартап-студии могут лоббировать интересы научных направлений в университетах, так как студии лучше погружены в рынок и понимают, что ему нужно.

Эксперты подчеркнули, что технологии и разработки вузов — отличная ресурсная база для стартап-студий, которые могут доводить их до работающего продукта, делать инвестиционные ставки. 

В конце встречи Дмитрий Алексеев, эксперт Проектного офиса Платформы университетского технологического предпринимательства, представил идею Профклубов, которые будут призваны развивать профессиональные сообщества на Платформе.

Профклубы помогут развивать систему взаимодействия университетских команд с ведущими отраслевыми компаниями, построить новые технологические цепочки, обеспечить централизованный обмен знаниями и запускать инновационные проекты под запрос индустрии. В них смогут войти не только участники стартап-студий, но и команды Передовых инженерных школ, организаторы акселерационных программ, научные лаборатории, технологические предприниматели и другие стейкхолдеры.

Сеть университетских стартап-студий работает с 2022 года как часть экосистемы Платформы университетского технологического предпринимательства. Сеть создана для серийного запуска бизнесов, в основе которых лежат новейшие разработки университетских научных школ. На сегодняшний день действует 21 университетская стартап-студия, количество запущенных стартапов и стартап-проектов — более 27 тысяч.

До конца 2025 года сеть университетских стартап-студий пополнится еще 6 «игроками». Всего к 2030 году предусмотрено расширение сети до 50 студий.

СПРАВКА

Платформа университетского технологического предпринимательства (ПУТП) запущена Минобрнауки РФ в 2022 году при участии ведущих институтов развития страны с целью раскрытия предпринимательского потенциала молодежи и подготовки профессионалов в области технологического предпринимательства. Входит в федеральный проект «Технологии» нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика».

За 2022–2024 годы федеральный проект охватил 78 российских регионов, к нему подключились 427 вуза по всей стране, а его участниками стали свыше 600 тыс. человек. Общий объем привлеченных частных инвестиций составил более 1,3 млрд рублей. 85 тыс. студентов прошли тренинги предпринимательских компетенций, 280 тыс. — прокачали свои проекты и бизнес-идеи в рамках акселераторов и «Предпринимательских Точек кипения». Открыты 21 университетские стартап-студии. По грантовой программе «Студенческий стартап» 2500 проектов получили по 1 млн рублей. Для частных инвесторов действует программа возмещения части инвестиций, по ней государство возвращает до 50% средств, вложенных в университетский стартап.

Университетские стартап-студии (УСС) — это формат развития технологического предпринимательства, известный как «фабрика стартапов». Создаваемые на базе российских вузов студии ориентированы на оперативную проверку бизнес-идей и массовое создание новых компаний. На сегодняшний день в рамках ПУТП действует сеть из 22 университетских стартап-студий, которые формируют портфели компаний по технологическим доменам. Оператор направления — Фонд инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП).

Контакты пресс-службы