В 2023 году гранты в 1 млн рублей получат 1500 лучших студенческих стартапов — победителей конкурса «Студенческий стартап» федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Конкурс идет с 2022 года, и уже определены победители трех волн. В ближайшее время объявят и лучших в 4-й волне, где, кстати, впервые принимали участие иностранные студенты российских вузов.
По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, востребованность конкурса «Студенческий стартап» с каждым годом растет. В этом году конкурс охватил 350 вузов страны из 79 субъектов России.
Особое внимание — стартапам, чьи тематики ориентированы на критически важные для страны отрасли: медицину, приборостроение, а также технологии, направленные на импортозамещение.
В третьей очереди конкурса среди победителей — 12 бизнес-проектов от студентов Южного федерального университета. О том, почему важно готовить молодых предпринимателей и как в университете поддерживают студенческие технологические инициативы, «РГ» рассказала президент ЮФУ Марина Боровская.
Марина Александровна, какие проекты ЮФУ стали лучшими в конкурсе «Студенческий стартап»?
Наши ребята участвуют в конкурсе с самого начала, то есть с прошлого года. Тогда по итогам двух волн победили 22 проекта, а в текущем году пока подведены итоги только третьей волны. С нетерпением ждем результаты четвертой волны в ближайшее время. Среди победителей проекты самых разных тематик, например интернет-сервис «(Не)верю» по выявлению фейковых новостей в СМИ, приложение для отработки навыка рисования, разработка технологии уличного озеленения городов Юга.
Вообще, в Южном федеральном университете всегда был интерес к предпринимательским проектам и к поиску технологических решений, которые позволяют использовать университетское пространство для создания и поддержки разного рода инициатив студентов и молодых ученых. Мы всегда поддерживали и идею создания малых инновационных компаний. Еще в 2014 году создали платформу «Южное созвездие», где искали для наших проектов партнеров. А когда стартовал федпроект «Платформа университетского технологического предпринимательства», мы активно подключились. Статус федерального университета позволяет нам объединять команды и продвигать их, помогать студентам через разные тренинги предпринимательских компетенций и создание стартап-студий.
А другие вузы региона в этом участвуют также активно?
Мы создали целую партнерскую ассоциацию, в нее входят 15 университетов Юга России. Мы ежегодно проводим дни знакомств с технологическим предпринимательством, все вузы показывают свои проекты, приглашаем инвесторов, которые могут поддержать ту или иную студенческую инициативу или разработку. Так мы стараемся показать нашим ребятам, что они нужны здесь, у себя в регионе и здесь они смогут реализовать свои идеи.
Вы сами работаете со студентами во время тренингов предпринимательских компетенций. Как все происходит?
Сначала разъясняем, почему это может быть важно и интересно, почему им нужно прийти на этот восьмичасовой тренинг. Рассказываем, как можно за короткий период реализовать собственные идеи в свой бизнес. Студенты за 1 день успевают погрузиться в мир стартапов, собрать команду, сгенерировать идею, проработать целевую аудиторию, бизнес-модель, монетизацию, ресурсы, сделать первые макеты и даже снять рекламный ролик! Это очень увлекает ребят, и многие продолжают развивать проекты дальше.
А как вообще зародилась эта идея привлекать в технологическое предпринимательство студентов?
Еще в 2006–2007 году была идея поддержать малые инновационные компании или проекты, которые рождаются внутри университетов, где преподаватели и студенты из научных разработок создают какой-то бизнес. Эту стратегию продолжаем и сегодня. Университет стал более предметно взаимодействовать с бизнес-партнерам в этом направлении: сегодня их у нас больше семидесяти.
Мы часто слышим, как руководители субъектов РФ говорят, что процентов 30-35 рабочих мест в регионе должно быть создано за счет малого и среднего бизнеса. Мы, как университеты, можем дать им технологических предпринимателей, причем молодых и активных.
Чем живет сегодня стартап-студия ЮФУ?
Стартап-студия начала свою работу совсем недавно. О результатах можно будет говорить, когда уже будет прибыль от продажи долей в стартапах. Но для этого нужно не только с нуля их запустить, но и вывести на рынок, масштабировать и только потом провести переговоры с возможными инвесторами или покупателями. Как правило, на это требуется какое-то время.
По состоянию на 1 сентября 2023 года одобрено к реализации 5 университетских стартапов, на основе которых в ближайшие месяцы будут созданы юридические лица и запустится первый этап финансирования. Это проект системы управления обучением для вузов, образовательный комплекс EduBot для занятий робототехникой, система автоматического контроля качества офсетной печати с помощью компьютерного зрения и другие. Всего до конца года планируется инвестировать еще в 10 стартапов.
А стартапы как дипломы вы принимаете?
Да, и не первый год. Каждый студент может защитить диплом полностью на основе своего стартапа. То есть диплом он, в любом случае, пишет, но обосновывает его на своем бизнес-проекте. При этом студенты могут объединяться в междисциплинарные команды. В итоге каждый защищает свою ВКР по той составляющей части стартапа, которая соответствует его направлению обучения.
Такой формат популярен у выпускников?
Пока это не массовое явление. Но динамика есть. Если в 2019 году в ЮФУ было всего 4 диплома в формате стартапа, то в 2023 году таких уже 19. Это хорошая возможность для студентов совместить любимое дело, которым они занимаются, с учебой и конкретно с выполнением выпускной работы. Вся экосистема развития предпринимательства вуза этому способствует.
Какие направления для студенческих стартапов вы бы назвали лидирующими?
В ЮФУ больше всего стартапов, связанных с ИТ, особенно с искусственным интеллектом. Также много проектов в образовательной сфере. Хочется отметить стартапы, связанные с химией и новыми материалами, биологией, робототехникой. Радует, что большинство проектов — это технологическое решение как логическое развитие результатов научных исследований наших ученых.
В какой-то момент нашим ребятам удалось поймать запрос рынка на сопровождение социально-гуманитарных проектов — музеев, архивов, библиотек. И айтишники, объединившись со специалистами гуманитарной сферы — филологами, лингвистами, юристами — стали создавать новые программно-аппаратные комплексы и решения в рамках стартапов.
Студент получил миллион в конкурсе «Студенческий стартап». Что дальше? Он учиться-то продолжает или все силы уже на развитие проекта?
Сложная тема. Был момент, когда некоторые студенты, получая поддержку своих проектов в разных конкурсах, стали терять интерес непосредственно к учебе. Но задача университета — выпустить подготовленного специалиста, и федпроект «Платформа университетского технологического предпринимательства» как раз и заключается в том, чтобы помочь университету создать систему подготовки и индивидуальную траекторию для каждого студента так, чтобы его работа по созданию бизнеса могла строиться непосредственно в университете.
И для это нам пришлось обучать технологическому предпринимательству преподавателей, проводить специальные тренинги и внутриуниверситетские программы. В итоге сегодня уже порядка 20% преподавателей овладели этими навыками и вовлечены в работу над сопровождением стартапов.
Все ли могут быть технологическими предпринимателями сегодня? Нужно ли это?
Технологическими предпринимателями могут быть не все, но каждый может попробовать. Студенты находят себя в совершенно разных ролях внутри проектов: одни становятся лидерами, другие маркетологами, третьи занимаются разработкой, четвертые — инженеры, дизайнеры, технологи, экономисты. В стартапах востребованы студенты практически всех направлений.
Но технологическое предпринимательство — это не только создание стартапов. Это еще и создание технологии по системному построению бизнеса. С этой точки зрения предпринимателем может быть и основатель стартапа, и менеджер, который управляет проектом.
На какие перспективные направления посоветуете обратить внимание будущим студентам-стартаперам?
Безусловно, на все рынки, где необходимы технологические сервисы. Можно отметить фудтех и биотех — к 2050 году будет стоять задача накормить 10 млрд человек населения планеты, и новые технологии в создании продуктов питания будут крайне востребованы. Также востребованы будут любые сервисные решения в таких сферах как беспилотные технологии, нано-, био-, информационные, когнитивные технологии, развитие сферы дизайна, также креативные индустрии, архитектура, туризм и медиа, большая часть ИТ-проектов, игровая индустрия.
Новые источники сохранения и накопления электроэнергии будут также востребованы в связи с массовым переходом автомобильного транспорта на электродвигатели. Здесь важны два направления разработок — повышение энергоемкости для увеличения расстояния пробега на одном заряде аккумулятора и появление технологий по существенному сокращению времени заряда.