Президент ЮФУ Марина Боровская: Будущее за студентами — технологическими предпринимателями

Президент ЮФУ Марина Боровская
Президент ЮФУ Марина Боровская
В 2023 году гранты в 1 млн рублей получат 1500 лучших студенческих стартапов — победителей конкурса «Студенческий стартап» федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Конкурс идет с 2022 года, и уже определены победители трех волн. В ближайшее время объявят и лучших в 4-й волне, где, кстати, впервые принимали участие иностранные студенты российских вузов.

По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, востребованность конкурса «Студенческий стартап» с каждым годом растет. В этом году конкурс охватил 350 вузов страны из 79 субъектов России.

Особое внимание — стартапам, чьи тематики ориентированы на критически важные для страны отрасли: медицину, приборостроение, а также технологии, направленные на импортозамещение.

В третьей очереди конкурса среди победителей — 12 бизнес-проектов от студентов Южного федерального университета. О том, почему важно готовить молодых предпринимателей и как в университете поддерживают студенческие технологические инициативы, «РГ» рассказала президент ЮФУ Марина Боровская.

Марина Александровна, какие проекты ЮФУ стали лучшими в конкурсе «Студенческий стартап»?

Наши ребята участвуют в конкурсе с самого начала, то есть с прошлого года. Тогда по итогам двух волн победили 22 проекта, а в текущем году пока подведены итоги только третьей волны. С нетерпением ждем результаты четвертой волны в ближайшее время. Среди победителей проекты самых разных тематик, например интернет-сервис «(Не)верю» по выявлению фейковых новостей в СМИ, приложение для отработки навыка рисования, разработка технологии уличного озеленения городов Юга.

Вообще, в Южном федеральном университете всегда был интерес к предпринимательским проектам и к поиску технологических решений, которые позволяют использовать университетское пространство для создания и поддержки разного рода инициатив студентов и молодых ученых. Мы всегда поддерживали и идею создания малых инновационных компаний. Еще в 2014 году создали платформу «Южное созвездие», где искали для наших проектов партнеров. А когда стартовал федпроект «Платформа университетского технологического предпринимательства», мы активно подключились. Статус федерального университета позволяет нам объединять команды и продвигать их, помогать студентам через разные тренинги предпринимательских компетенций и создание стартап-студий.

А другие вузы региона в этом участвуют также активно?

Мы создали целую партнерскую ассоциацию, в нее входят 15 университетов Юга России. Мы ежегодно проводим дни знакомств с технологическим предпринимательством, все вузы показывают свои проекты, приглашаем инвесторов, которые могут поддержать ту или иную студенческую инициативу или разработку. Так мы стараемся показать нашим ребятам, что они нужны здесь, у себя в регионе и здесь они смогут реализовать свои идеи.

Вы сами работаете со студентами во время тренингов предпринимательских компетенций. Как все происходит?

Сначала разъясняем, почему это может быть важно и интересно, почему им нужно прийти на этот восьмичасовой тренинг. Рассказываем, как можно за короткий период реализовать собственные идеи в свой бизнес. Студенты за 1 день успевают погрузиться в мир стартапов, собрать команду, сгенерировать идею, проработать целевую аудиторию, бизнес-модель, монетизацию, ресурсы, сделать первые макеты и даже снять рекламный ролик! Это очень увлекает ребят, и многие продолжают развивать проекты дальше.

А как вообще зародилась эта идея привлекать в технологическое предпринимательство студентов?

Еще в 2006–2007 году была идея поддержать малые инновационные компании или проекты, которые рождаются внутри университетов, где преподаватели и студенты из научных разработок создают какой-то бизнес. Эту стратегию продолжаем и сегодня. Университет стал более предметно взаимодействовать с бизнес-партнерам в этом направлении: сегодня их у нас больше семидесяти.

Мы часто слышим, как руководители субъектов РФ говорят, что процентов 30-35 рабочих мест в регионе должно быть создано за счет малого и среднего бизнеса. Мы, как университеты, можем дать им технологических предпринимателей, причем молодых и активных.

Чем живет сегодня стартап-студия ЮФУ?

Стартап-студия начала свою работу совсем недавно. О результатах можно будет говорить, когда уже будет прибыль от продажи долей в стартапах. Но для этого нужно не только с нуля их запустить, но и вывести на рынок, масштабировать и только потом провести переговоры с возможными инвесторами или покупателями. Как правило, на это требуется какое-то время.

По состоянию на 1 сентября 2023 года одобрено к реализации 5 университетских стартапов, на основе которых в ближайшие месяцы будут созданы юридические лица и запустится первый этап финансирования. Это проект системы управления обучением для вузов, образовательный комплекс EduBot для занятий робототехникой, система автоматического контроля качества офсетной печати с помощью компьютерного зрения и другие. Всего до конца года планируется инвестировать еще в 10 стартапов.

А стартапы как дипломы вы принимаете?

Да, и не первый год. Каждый студент может защитить диплом полностью на основе своего стартапа. То есть диплом он, в любом случае, пишет, но обосновывает его на своем бизнес-проекте. При этом студенты могут объединяться в междисциплинарные команды. В итоге каждый защищает свою ВКР по той составляющей части стартапа, которая соответствует его направлению обучения.

Такой формат популярен у выпускников?

Пока это не массовое явление. Но динамика есть. Если в 2019 году в ЮФУ было всего 4 диплома в формате стартапа, то в 2023 году таких уже 19. Это хорошая возможность для студентов совместить любимое дело, которым они занимаются, с учебой и конкретно с выполнением выпускной работы. Вся экосистема развития предпринимательства вуза этому способствует.

Какие направления для студенческих стартапов вы бы назвали лидирующими?

В ЮФУ больше всего стартапов, связанных с ИТ, особенно с искусственным интеллектом. Также много проектов в образовательной сфере. Хочется отметить стартапы, связанные с химией и новыми материалами, биологией, робототехникой. Радует, что большинство проектов — это технологическое решение как логическое развитие результатов научных исследований наших ученых.

В какой-то момент нашим ребятам удалось поймать запрос рынка на сопровождение социально-гуманитарных проектов — музеев, архивов, библиотек. И айтишники, объединившись со специалистами гуманитарной сферы — филологами, лингвистами, юристами — стали создавать новые программно-аппаратные комплексы и решения в рамках стартапов.

Студент получил миллион в конкурсе «Студенческий стартап». Что дальше? Он учиться-то продолжает или все силы уже на развитие проекта?

Сложная тема. Был момент, когда некоторые студенты, получая поддержку своих проектов в разных конкурсах, стали терять интерес непосредственно к учебе. Но задача университета — выпустить подготовленного специалиста, и федпроект «Платформа университетского технологического предпринимательства» как раз и заключается в том, чтобы помочь университету создать систему подготовки и индивидуальную траекторию для каждого студента так, чтобы его работа по созданию бизнеса могла строиться непосредственно в университете.

И для это нам пришлось обучать технологическому предпринимательству преподавателей, проводить специальные тренинги и внутриуниверситетские программы. В итоге сегодня уже порядка 20% преподавателей овладели этими навыками и вовлечены в работу над сопровождением стартапов.

Все ли могут быть технологическими предпринимателями сегодня? Нужно ли это?

Технологическими предпринимателями могут быть не все, но каждый может попробовать. Студенты находят себя в совершенно разных ролях внутри проектов: одни становятся лидерами, другие маркетологами, третьи занимаются разработкой, четвертые — инженеры, дизайнеры, технологи, экономисты. В стартапах востребованы студенты практически всех направлений.

Но технологическое предпринимательство — это не только создание стартапов. Это еще и создание технологии по системному построению бизнеса. С этой точки зрения предпринимателем может быть и основатель стартапа, и менеджер, который управляет проектом.

На какие перспективные направления посоветуете обратить внимание будущим студентам-стартаперам?

Безусловно, на все рынки, где необходимы технологические сервисы. Можно отметить фудтех и биотех — к 2050 году будет стоять задача накормить 10 млрд человек населения планеты, и новые технологии в создании продуктов питания будут крайне востребованы. Также востребованы будут любые сервисные решения в таких сферах как беспилотные технологии, нано-, био-, информационные, когнитивные технологии, развитие сферы дизайна, также креативные индустрии, архитектура, туризм и медиа, большая часть ИТ-проектов, игровая индустрия.

Новые источники сохранения и накопления электроэнергии будут также востребованы в связи с массовым переходом автомобильного транспорта на электродвигатели. Здесь важны два направления разработок — повышение энергоемкости для увеличения расстояния пробега на одном заряде аккумулятора и появление технологий по существенному сокращению времени заряда.


СПРАВКА

Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» (ПУТП) направлен на массовое вовлечение обучающихся в технологическое предпринимательство и серийное создание технологических компаний в стенах университетов. Федеральный проект реализуется Минобрнауки России при участии ведущих институтов развития страны.

За 2022–2023 годы федеральный проект охватил 78 российских регионов. 85 тыс. студентов прошли тренинги предпринимательских компетенций, 280 тыс. — прокачали свои проекты и бизнес-идеи в рамках акселераторов и «Предпринимательских Точек кипения». Открыты 22 университетские стартап-студии. По грантовой программе «Студенческий стартап» 2500 проектов получили по 1 млн рублей. Для частных инвесторов действует программа возмещения части инвестиций, по ней государство возвращает до 50% средств, вложенных в университетский стартап.

По грантовой программе «Студенческий стартап» в 2022 году отобрана 1000 проектов, которые получат по 1 млн рублей. В 2023 году планируется поддержать уже 1500 стартапов. Оператором конкурса «Студенческий стартап» является Фонд содействия инновациям. Конкурс запущен для развития предпринимательских компетенций среди студентов.

Контакты пресс-службы