Развитие техпреда и роль Платформы университетского технологического предпринимательства обсудили руководители вузов ДФО с представителями Минобрнауки России.
Дискуссия «Заря на востоке: лучшие кейсы университетского техпреда» проходила 4 сентября на стенде Минобрнауки в рамках X Восточного экономического форума.
Развитие университетских стартапов и стартап-проектов осуществляется в рамках Платформы университетского технологического предпринимательства, инициированной Минобрнауки России.
Сессию открыла заместитель Министра науки и высшего образования РФ Ольга Петрова. Она отметила, что тема развития технологического предпринимательства в вузах все чаще поднимается на крупных форумах.
«В этом году на ПМЭФ мы обсуждали вопросы молодежного технологического предпринимательства в вузах Северо-Запада, а на ВЭФ говорим о технологическом предпринимательстве в вузах Дальневосточного федерального округа. У нас складывается хорошая традиция», — сказала Ольга Петрова.
Замминистра также подчеркнула, что «университетское технологическое предпринимательство — один из ключевых драйверов развития экономики».
Как отметила директор Департамента развития технологического предпринимательства и трансфера технологий Минобрнауки России Марина Францева, в контур работы Платформы в ДФО уже вовлечены более 23 тыс. студентов и сотрудников университетов.
«В Дальневосточном федеральном округе 10 регионов уже с нами, к Платформе присоединились 26 университетов, более 23 тысяч человек вовлечены в технологическое предпринимательство. И более 800 стартапов уже создано», — сказала она.
Проректор по развитию Дальневосточного федерального университета Наталья Ватолкина рассказала, что в университете сегодня развита инфраструктура техпреда, ее драйверами стали Молодежное конструкторское бюро и Передовая инженерная школа. Также в вузе с 2022 года работает первая и пока единственная в ДФО университетская стартап-студия.
«У каждого студента должна быть возможность попробовать стать предпринимателем. У каждой идеи должен быть шанс. Мы как университет надеемся, что через систему технологического предпринимательства сможем более эффективно распоряжаться результатами интеллектуальной деятельности, которые у нас появляются. Не секрет, что университет не сможет самостоятельно все свои РИД вывести на рынок. Стартапы, которые рождаются, — это наши будущие партнеры, работодатели, преподаватели. Например, мы видим свою задачу, чтобы растить отрасль биотехнологий вместе с регионом. В том числе через создание студенческих стартапов», — подчеркнула она.
Ректор Владивостокского государственного университета Татьяна Терентьева рассказала, что команда вуза развивает техпред с 2023 года. Сейчас все первокурсники ВВГУ — в 2025 году их около 3000 — проходят пробный курс по технологическому предпринимательству. Уже на втором курсе они смогут инициировать проекты, к четвертому «дорасти» до диплома в формате стартапа, а в магистратуре — выйти на коммерциализацию. В предпринимательском сообществе вуза состоят 715 студентов. По мнению ректора, слагающие успеха в развитии техпреда — ставка на молодежь, междисциплинарные команды и взаимодействие с другими вузами.
Ректор Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова Анатолий Николаев отметил, что в Республике Саха сложно внедрять технологии из-за отсутствия крупных промышленных производств. Студенты вуза больше специализируются на IT-разработках, которые внедряют в родном регионе — например, при финансовой поддержке муниципалитетов.
Ректор Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления Игорь Сизов рассказал про опыт создания первого межвузовского студенческого бизнес-инкубатора в Бурятии: «Примерно один из десяти проектов выстреливал. Студент заканчивал университет и открывал собственное дело». Сейчас, по его словам, в университете выстроена цепочка от студенческого бизнес-инкубатора до создания малых инновационных предприятий.
И.О. ректора Амурского государственного университета Алексей Свищев отметил, что вуз планирует развивать технологическое предпринимательство совместно с Китаем: в 2024 году, учащиеся АмГУ совместно со студентами Харбинского политехнического университета создали космический спутник «Дружба АТУРК» и запустили его на орбиту.
Ректор Тихоокеанского государственного университета Юрий Марфин напомнил, что в 2024 году на Дальнем Востоке был создан появился консорциум вузов по технологическому предпринимательству и трансферу технологий, который он сегодня возглавляет. «За время существования консорциума нам удалось провести целый ряд мероприятий. В том числе образовательного характера, привлекая экспертов „Сколково“, реальных индустриальных партнеров, чтобы вместе учиться новым категориям техпреда», — сказал он, добавив, отдельные вузы менее заметны для крупных игроков рынка, а вместе они могут быть «донорами» лучших практик для всей страны.
«Техпред для нас — это фокусировка на конкретных технологических направлениях. Исходя из этого мы формируем научно-техническую базу университета, которая становится основой для развития технологического предпринимательства. Также мы исходим из конкретных заказчиков», — сказал проректор Сахалинского государственного университета Алексей Огнев.
Руководитель направления департамента развития трудовых ресурсов Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Ксения Солоусова предложила организовать дуальное наставничество для студентов: «Было бы здорово рассматривать не только практику, когда студенты вузов проходят стажировки у предпринимателей как наемные работники, а рассматривать дуальное наставничество. Предприниматель состоявшийся может передать мышление, культуру предпринимателю начинающему».