Молодой ученый 一 о математике, преподавании и бизнесе

Алдар Хамханов, аспирант, преподаватель кафедры математики им. Ц. Б. Шойнжурова, ВСГУТУ
Алдар Хамханов, аспирант, преподаватель кафедры математики им. Ц. Б. Шойнжурова, ВСГУТУ

Сложные математические уравнения для меня всегда оставались загадкой, хоть и решаемой, если приложить должные усилия. Но где именно они применяются и как могут помочь в будущем? Об этом хоть раз задумывался каждый человек. О том, как математика создает инструменты для других наук, помогает открыть бизнес и найти себя, рассказал преподаватель кафедры математики им. Ц. Б. Шойнжурова ВСГУТУ аспирант Алдар Хамханов.

Обучение — всегда опция

Молодой ученый вырос в семье, где знания только приумножают. Родители работают преподавателями в вузе, так что любовь к знаниям проявилась сама собой.

— Наука всегда была мне интересна. Только на первый взгляд кажется, что у нас уже все открыто и познано. На самом деле осталось много задач, которые только предстоит решить. На данный момент я работаю преподавателем и одновременно являюсь аспирантом. И несмотря на то, что в математике уже около десяти лет, она только сейчас начала мне открываться, — рассказывает Алдар Хамханов.

В 2019 году Алдар окончил Томский государственный университет по специальности «Математика и компьютерные науки». После работал программистом на авиационном заводе.

— Многие студенты относятся к процессу обучения как к чему-то обязательному, но на самом деле это всегда опция. Вы можете повышать свой уровень знаний, а можете получить базовые компетенции и спокойно существовать с ними. Главное не относиться к тому, чем вы занимаетесь, с точки зрения обязательства, — отмечает молодой человек.

Бизнес и наука

Не так давно бизнес-проект молодых ученых ВСГУТУ стал одним из победителей конкурса «Студенческий стартап» в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Алдар Хамханов в составе университетской команды со студентами кафедры «Стандартизация, метрология и управление качеством» работает над автоматизацией метрологических расчетов.

— Наш стартап связан с разработкой программы, которая рассчитает неопределенность измерения при калибровке метрологических приборов. На данный момент подобные расчеты проводятся вручную, так как вследствие санкций с российского рынка со своими продуктами ушли иностранные компании, а российские аналоги не предоставляют возможности автоматического расчета данной характеристики выявлением источников неопределенности при калибровке конкретных средств измерений и их оценивания. Мы учитываем законы распределения вероятности каждой входной величины и стандартную неопределенность от каждого источника, а после определяем суммарную. Выводим средний показатель. Калибровке подлежат многие приборы: штангенциркули, микрометры, угломеры, тонометры, вольтметры и прочее, — поясняет ученый.

Инженеры-метрологи Бурятии уже оценили идею бизнес проекта и отметили, что продукт полезен, поскольку позволяет автоматизировать калибровочные работы. Это экономит время на выполнение расчетов, а также снижает погрешность.

— Изначально работа велась больше с научной точки зрения, все это было совсем не для заработка. К нам обратились с проблемой, мы ее решили. Затем решили поучаствовать в конкурсе «Умник», который направлен на поддержание научно-технических идей и решений, способных перерасти в устойчивый бизнес. Прошли в финал, призового места не заняли. Но осознали, что созданный нами продукт достаточно востребован. Уже позже доработали всю документацию и подались на «Студенческий стартап». Сейчас успешно занимаемся реализацией своего проекта, — рассказывает Алдар Хамханов.

Сейчас молодой ученый занимается исследованиями в области прикладной математики.

— Могу сказать, что те модели и алгоритмы, что она предлагает, могут решать как актуальные проблемы, так и стать востребованы через 50 или 100 лет, — отмечает Алдар.

Как пояснил исследователь, наука чисел часто дает инструменты и решения для других областей: от финансов и экономики до техники и медицины.

Примером может стать работа над созданием виброзащиты.

Крутящиеся и движущиеся элементы ломаются чаще чем те, которые остаются неподвижны. Это происходит в том числе из-за вибрации. Задача в том, чтобы минимизировать негативное влияние. Для этого используются в том числе математические модели. Мы рассчитываем, как оптимизировать работу, а дальше трудятся физики или инженеров, — делится аспирант.

Старался и не понял

В науке нет предела, считает Алдар Хамханов. До сих пор появляются новые области, в которых математика необходима.

— Сейчас активно развиваются нейронные сети, в которых используется линейная алгебра. То есть все это творчество, по сути, набор букв и цифр, просто упорядоченный. Математика ищет взаимосвязи и закономерности, а потом применяет на практике, — размышляет ученый.

Обучаясь сам, Алдар успевает обучать и других. Уже два года он преподает студентам высшую математику, алгебру и геометрию.

— Начинаешь смотреть на многие вещи под другим углом. Раньше казалось странным, что в университете до сих пор вызывают к доске, как в школе. А сейчас я сам осознаю, что лучше понимаю тему, когда провожу одну и ту же пару нескольким группам. Парадоксально, но, чтобы усвоить материал, его нужно объяснить кому-то, — рассказывает аспирант.

Преподавать Алдар Хамханов начал без особых ожиданий.

— Все оказалось довольно просто. К тому же я не строгий преподаватель. По сравнению с теми, которые вели у меня, не особо требовательный, даже лояльный, — улыбаясь, отмечает математик. — Могу поставить человеку четыре за старание, даже если понимаю, что, наверное, он должен был знать чуть больше.

Алдар даже отметил, что пропускать его пары не зазорно.

— Все же студенты взрослые люди, у них могут быть дела. И в целом не важно, ходишь ты или нет. Можно учить самостоятельно дома, спросить у одногруппника, прочитать в интернете. Но когда приходишь на экзамен, ты должен рассказать попавшийся тебе вопрос с полным пониманием. Однако по себе знаю, что некоторые вещи очень сложны. Я много раз не сдавал предметы только потому, что пропускал. Никогда не было такого, что я ходил, старался и не понял, — заключил Алдар Хамханов.

И все же, как любому аспиранту, Алдару мало 24 часов в сутках, чтобы успеть реализовать все свои задумки. Но, как говорит математик, упорство всегда побеждает и превозмогает, а любое дело станет интересным, если относишься к нему с душой.

СПРАВКА

Федеральный проект «Платформа университетского технологического предпринимательства» (ПУТП) направлен на массовое вовлечение обучающихся в технологическое предпринимательство и серийное создание технологических компаний в стенах университетов. Федеральный проект реализуется Минобрнауки России при участии ведущих институтов развития страны.

За 2022–2024 годы федеральный проект охватил 78 российских регионов, к нему подключились 427 вуза по всей стране, а его участниками стали свыше 600 тыс. человек. Общий объем привлеченных частных инвестиций составил более 1,3 млрд рублей. 85 тыс. студентов прошли тренинги предпринимательских компетенций, 280 тыс. — прокачали свои проекты и бизнес-идеи в рамках акселераторов и «Предпринимательских Точек кипения». Открыты 22 университетские стартап-студии. По грантовой программе «Студенческий стартап» 2500 проектов получили по 1 млн рублей. Для частных инвесторов действует программа возмещения части инвестиций, по ней государство возвращает до 50% средств, вложенных в университетский стартап.

По грантовой программе «Студенческий стартап» в 2022 году отобрана 1000 проектов, которые получат по 1 млн рублей. В 2023 году планируется поддержать уже 1500 стартапов. Оператором конкурса «Студенческий стартап» является Фонд содействия инновациям. Конкурс запущен для развития предпринимательских компетенций среди студентов.

Контакты пресс-службы